Вероятно, сопредседателей Минской группы ОБСЕ воодушевило сокращение числа жертв на линии армяно-азербайджанского соприкосновения и состоявшийся недавно между Арменией и Азербайджаном обмен пленными, и, по их мнению, это могло бы послужить основой для дальнейшей разрядки и урегулированию конфликта. Такого мнения придерживается собеседник газеты «Аравот», эксперт Армянского института международных отношений и безопасности Армен Варданян.
– В Армении, а также в Азербайджане вызвали большой резонанс встречи посла России с обвиняемым по делу 1 марта вторым президентом Робертом Кочаряном и представителями Армяно-Арцахского стратегического альянса Давидом Шахназаряном и Арменом Рустамяном. Эти встречи не могли быть чистой случайностью, если принять во внимание напряженные отношения между властями Армении и Арцаха и то, что эти лица являются жесткими оппонентами действующей власти. Как Вы считаете, какие интересы пытается решить Россия на данном этапе в этом регионе?
– Очевидно, что арест и пребывание Роберта Кочаряна в тюрьме весьма беспокоит Россию, и Москва пытается всяческим образом достичь освобождения второго президента Армении освободиться. Об этом ранее уже не раз заявляли прокремлевские эксперты, а также намекнул министр иностранных дел России Сергей Лавров, когда в прошлом году он объявил, что власти Армении пообещали не принимать сводить счеты с бывшими властями. Но сейчас они становятся свидетелями обратного результата, и это беспокоит Россию. И это вовсе не случайно, поскольку Роберт Кочарян из всех армянских руководителей считается самым пророссийским политиком, а Кремль обычно не остается безразличным к гонениям на своих союзников. Именно во время правления Кочаряна России был передан ряд стратегических объектов Армении по соглашению «имущество взамен долга», а также был вдвое снижен диаметр газопровода Иран-Армения и передана в концессионное управление на 30 лет армянская железная дорога.
– Различные эксперты считают, что Россия и Соединенные Штаты в целом пришли к соглашению по урегулированию Арцахской проблемы, и проблемным вопросом остается лишь то, какая сверхдержава должна осуществить миротворческую миссию. Принимая во внимание последнюю встречу министров иностранных дел в Вашингтоне и после заявлений Эльмара Мамедъярова о том, что состоялись очень глубокие переговоры, а разногласия между сторонами в деталях, в связи с чем сопредседатели представили дополнительные документы, и теперь сторонам необходимо продемонстрировать больше политической воли, можно ли предполагать, что вопрос на один шаг стал ближе к решению?
Читайте также
– Я не думаю, что урегулирование Карабахского конфликта настолько близко, несмотря на обнадеживающие заявления сопредседателей. Противоречия между армянской и азербайджанской сторонами настолько глубоки, что они не будут урегулированы сразу. Вероятно, сопредседателей Минской группы ОБСЕ воодушевило сокращение числа жертв на линии армяно-азербайджанского соприкосновения и состоявшийся недавно между Арменией и Азербайджаном обмен пленными, и, по их мнению, это могло бы послужить основой для дальнейшей разрядки и урегулированию конфликта.
Что касается размещения миротворцев, то это могут быть миротворцы, действующими под мандатом ОБСЕ, где будут представлены и Соединенные Штаты, и Россия. Однако на данный момент это реально только теоретически, а на практике это невозможно, и нет никаких признаков того, что армянская и азербайджанская стороны близки к урегулированию конфликта.
– Хотя армянская сторона ощутимо ужесточила свою позицию, но мирная кампания все еще продолжается, в то же время вчера Азербайджан приобрел у России очередные боевые самолеты, и президент Азербайджана заявил, что, пока война с Арменией не завершена, они будут продолжать укреплять военные баланс. Насколько вероятно возобновление крупномасштабных военных операций с учетом региональной и геополитической ситуации?
– Конечно, стороны с одной стороны будут вести переговоры, но с другой стороны будут укреплять свой военный потенциал и покупать новое оружие. И это касается не только Азербайджана. Министр обороны Армении Давид Тоноян недавно объявил, что подписаны договора о приобретении нового наступательного оружия, приобретении боеприпасов нового поколения, а также поставках других средств. Что касается возможности возобновления крупномасштабных военных операций, то этого никогда нельзя исключать, но на данный момент ситуация на границе относительно спокойная. А министр обороны Азербайджана заявил, что международная обстановка не позволяет Азербайджану начать новую войну.
НЕЛЛИ ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»
03.07.2019