5 июля, в День Конституции, мы, журналисты, любим поговорить о том, как была принята Конституция 1995 года, а также конституционные реформы 2005 и 2015 годов. Вроде на эту тему все уже сказано. Будем надеяться, что следующие конституционные поправки:
а) не будут отражать «узкие личные» пожелания действующих властей;
б) будут приняты в результате честного референдума.
По понятным причинам мне более близка следующая статья Конституции: «Каждый имеет право на свободу выражения мнения. Это право включает в себя свободу иметь собственное мнение, а также свободу искать, получать и распространять сведения и идеи через какое-либо средство информации без вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления и независимо от государственных границ».
Конечно, порой между тем, что написано на бумаге, и реальной жизнью существует непроходимая пропасть. Такие формулировки были и в сталинской, и в брежневской конституции, и, конечно же, также в Основном законе независимой Армении. Но и в советский период, и в Третьей республике (в более мягком варианте) были существенные ограничения свободы слова. (После революции 2018 года многие из этих ограничений исчезли, хотя некоторые из моих коллег с этой моей констатацией не согласны).
Но я убежден, что приведенная конституционная норма не может функционировать полноценно, если каждый член общества всем сердцем и душой, искренне и безоговорочно не примет, что «каждый имеет право на свободу выражения своего мнения». Точно так во всех сферах. Например, КГД должен следить за тем, чтобы люди платили свои налоги, но пока граждане не поймут, что это необходимо и почетно, ситуация существенно не изменится. Точно так же свобода слова процветает в то время, когда не только государственные органы, но и граждане исключают какое-либо давление на выражение мнения.
В истории независимой Армении нетерпимы к свободе слова были не только власти, но и оппозиция. В первой половине 1990-х годов такими были дашнакцаканы, после 2008 года аналогичные проявления демонстрировали члены АНК. «Эстафету» агрессивности сейчас приняли кочаряновцы. Вместе с расположившимися на другом полюсе крайне воодушевленными николовцами они по-своему «цензурируют» СМИ.
Конечно, у каждого СМИ свой подход, и я могу говорить только об «Аравот». Мы ни с кем не близки и ни с кем не враждуем. Только как, на мой взгляд, можно нормально освещать события.
АРАМ АБРААМЯН
Дело ни в близости и ни во вражде.
Вы,а вернее,ваше идеологическое руководство, отражает определенное мировоззрение,впрочем,как и другие издания.На мой взгляд,вы сторонники либерализма и космополитизма.
Вот с этих позиций вы и освещает события.С этих позиций вы с кем то дружить,с кем то враждуете.
Дело ни в близости и ни во вражде.
Вы,а вернее,ваше идеологическое руководство, отражает определенное мировоззрение,впрочем,как и другие издания.На мой взгляд,вы сторонники либерализма и космополитизма.
Вот с этих позиций вы и освещает события.С этих позиций вы с кем то дружить,с кем то враждуете.