В последние века среди нас появились исповедующие католицизм, протестантизм и православие. И как нам следует поступать с этими последними? Из двух одно. Или следует ясно сказать (как утверждают многие), что мы рассматриваем принадлежность к армянской нации только на основе причастности к григорианской церкви, а раз вы отделились от этой церкви и вступили в католицизм, протестантизм и православие, то посему вы больше не из нашего числа (то есть, вы не армяне), и мы, соответственно, не признаем армян вне григорианской церкви. Или же следует сказать, что, хотя вы и приняли эти или иные церкви, но мы не затрагиваем ваши религиозные убеждения, вы опять-таки являетесь нашими кровными братьями и дорогими членами нашего народа.
… Проповедовать идею о том, что наши католики, протестанты, православные верующие и даже армяне-мусульмане такие же армяне, как и мы, из той же нашей плоти и крови, и принадлежат к нашей нации, это не означает действовать в ущерб армяно-григорианской церкви. Наша григорианская церковь для нас столь же священна, как священны другие церкви для своих адептов. Мы не можем и даже не имеем права говорить им, чтобы они сменили свою веру, и снова вступили в нашу церковь, и только тогда мы протянем им братскую руку и поцелуемся с ними. Тем самым мы дадим им право требовать того же самого и от нас. И посему национальное единение никогда не состоится.
… Если армянин действительно лишен своего национального языка, лишен своей родины, утратил свои родовые особенности и сохранился только в церковной книге, то его следует считать не нацией, а религиозной сектой, которая мертва даже в церкви, в которой нашла прибежище.
… Что значит, признавать национальную принадлежность религиозной общины? Это означает единую родовую цельность, в которой есть и могут быть различные религии и церкви. Чтобы быть достойным этого звания, нужно было показать, что это на самом деле так, что мы нация, и в этой нации есть различные церкви – апостольская, протестантская, католическая, православная и мусульманская. И из самого такого построения должны были выйти на передний план религиозное милосердие и свобода веры, чтобы дело национального единения было совершенным.
РАФФИ
«До каких пор», 1880г
Как технично сбиваете людей с пути истинного.