Радио Свобода. Александр Гостев. Сегодня, 17 июля, исполняется 5 лет со дня гибели «Боинга 777-200ER» авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявшего рейс MH-17 по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур и сбитого в небе над Донецкой областью Украины, над зоной боев между правительственными войсками и поддерживаемыми Россией сепаратистами, ракетой серии 9М38, выпущенной из ЗРК «Бук». Погибли все 298 человек, находившиеся на борту: 283 пассажира (в том числе 80 детей) и 15 членов экипажа.
Сепаратисты, действующие на востоке Украины, и Россия до сих пор упорно отрицают свою причастность к катастрофе, хотя идущее уже пятый год международное следствие все конкретнее указывает лишь в их сторону. Судебный процесс по делу о гибели пассажиров и самолета начнется 9 марта 2020 года в окружном суде нидерландской Гааги.
Полномочия по проведению расследования возложены на Совет по безопасности Нидерландов (DSB) и Объединенную следственную группу (JIT) под руководством Нидерландов, которые сделали вывод, что самолет был сбит ракетой класса «земля – воздух» из зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории, контролируемой сепаратистами из самопровозглашенной «Донецкой народной республики» (ДНР). По данным JIT, этот комплекс «Бук» принадлежал 53-й бригаде ПВО российских вооруженных сил и был привезен на Украину из России в день катастрофы. После запуска ракеты, уничтожившей лайнер, данный «Бук» был возвращен обратно на российскую территорию.
Катастрофа малайзийского «Боинга» по числу погибших является крупнейшей с 11 сентября 2001 года и входит в десятку крупнейших авиакатастроф за всю историю (9-е место). Она стала крупнейшей авиакатастрофой XXI века и на всем постсоветском пространстве.
Читайте также
Боец самопровозглашенной «ДНР» показывает игрушку, принадлежавшую кому-то из погибших детей, летевших рейсом MH17. 18 июля 2014 года
Гибель рейса МН17 заметно усилила международное давление на власти Российской Федерации, хотя российское Минобороны и другие высшие российские чиновники отвергают все выводы международного расследования о том, что ЗРК «Бук», с помощью которого был сбит самолет, принадлежал российским ПВО. Российский оборонный концерн «Алмаз-Антей» утверждает, что, согласно проведенным его собственными специалистами экспериментам, самолет был уничтожен ракетой, принадлежащей украинской армии, с контролировавшейся ей территории.
Международная Объединенная следственная группа (JIT), расследующая катастрофу «Боинга» «Малайзийских авиалиний» над Донбассом, 19 июня назвала имена и клички первых четырех подозреваемых в причастности к крушению лайнера. Это россияне Игорь Гиркин (Стрелков), Олег Пулатов (Гюрза, он же Халиф), Сергей Дубинский (Хмурый) и гражданин Украины Леонид Харченко (Крот).
Infographic: Flight MH17 By The Numbers (Russian)
Следствие считает, что они несут ответственность за организацию доставки зенитно-ракетного комплекса «Бук» на контролируемую донбасскими сепаратистами территорию. Выданы международные ордера на их арест по обвинению в убийстве 298 человек. Нидерланды не будут просить о выдаче подозреваемых, поскольку и российские, и украинские законы запрещают выдачу своих граждан, но настаивают на их допросе.
В частности, JIT представила ранее не публиковавшиеся аудиозаписи переговоров между Стрелковым и бывшим так называемым премьер-министром «ДНР», гражданином России Александром Бородаем, с одной стороны, и, как утверждается, высокопоставленными российскими чиновниками, в том числе главой аннексированного Крыма Сергеем Аксёновым и помощником президента России Владиславом Сурковым – с другой. Прямо о «Буке» и «Боинге» речь там не шла. Однако из опубликованных фрагментов очевидно, что лидеры сепаратистов просили Москву о военной поддержке, и она им непрямо была обещана. При этом российские чиновники избегали того, чтобы называть конкретных лиц и конкретные меры «помощи».
Так, в разговоре с помощником Сергея Аксёнова от 8 июля Стрелков говорит, что сепаратистам «нужны противотанковая артиллерия, нужны танки, ПВО… И все это нужно со специалистами, потому что времени их готовить у нас не будет, уже нет». Аксёнов в разговоре со Стрелковым говорит, что решение «уже принято» и создан «координационный центр». В разговоре с Бородаем от 11 июля 2014 года Сурков говорит, что вопрос о помощи сепаратистам «обсуждается с товарищами» и они обещают предпринять некие действия.
Идентификация членов #роа, причастных к сбитию #mh17 (вводная статья https://t.co/XCRYmzYQCV, полная версия https://t.co/ClihU2ML9a) от @bellingcat pic.twitter.com/RcuujtYiZU
— Necro Mancer (@666_mancer) June 19, 2019
Стрелков и Дубинский несколько раз в последнее время говорили, что не видят смысла в разговоре со следователями. Стрелков сейчас живёт в Москве. Дубинский – в Ростовской области. Где находится Харченко, неизвестно, однако в 2017 году пользователь ВКонтакте Андрей Комчатов оставил под одним из постов Игоря Стрелкова несколько комментариев, из которых следует, что «Крот» был убит в России из-за того, что слишком много знал о причинах катастрофы «Боинга». Следствие же полагает, что он может находиться на территории Украины. Пулатов в 2017 году писал, что находится «на нашей территории» (по контексту можно предположить, что речь идёт о России. – РС).
Теперь следствие сосредоточено на установлении личностей членов экипажа российского “Бука”, из которого был сбит пассажирский самолет (предполагается, что экипаж мог быть из России), и российских офицеров, отдавших приказ о его доставке из расположенной в Курске 53-й зенитно-ракетной бригады.
https://www.facebook.com/radiosvoboda/videos/2231875550264217/
Одним из доказательств, представленных JIT, оказалась переписка в ВК бывшего срочника, служившего в этой бригаде. Следователи не называли его имени, но журналистам издания The Bell удалось быстро найти, о ком идет речь, и опубликовать переписку. После этого доступ к аккаунту был закрыт, а его владелец сказал, что все опубликованное – “фейк”. Официальная российская реакция была примерно такой же: «Где ваши доказательства»?
У расследовательской группы Bellingcat, выясняющей обстоятельства трагедии по открытым источникам, список подозреваемых значительно шире. О судьбе одного из информаторов следствия, украинского разведчика Ивана Безъязыкова, читайте тут.
Все фото — Радио Свобода