В последние дни соцсети захватило очередное сумасшествие: многие размещают свои «состаренные» фотографии, полученные с помощью приложения FaceApp. Такие вирусные явления происходят периодически, но далеко не все из них сопровождаются скандалами и обсуждениями с точки зрения безопасности обычных пользователей и даже целых государств. Далеко не на все сетевые развлечения обращают свое внимание политики и чиновники.
Нечто похожее происходило по всему миру три года назад, в момент повального увлечения игрой Pokemon Go. Про безопасность тогда тоже многое говорилось. Согласно популярной конспирологической версии, разработчики разместили самых ценных покемонов на чувствительных или даже суперсекретных объектах и с помощью пользователей собирали их фотографии.
Много такой чуши говорили и в России, но на то мы и особые, на то мы и духовные, чтобы единственный связанный с этой игрой судебный процесс — в отношение блогера Руслана Соколовского — касался вовсе не угроз безопасности, а оскорбления чувств верующих.
Мировая паранойя в связи с FaceApp
Теперь паранойя охватывает отдельных людей по всему миру. После скандалов вроде того, что был вокруг компании Cambridge Analityca, из-за которой глава Facebook Марк Цукерберг теперь то и дело ходит объясняться в американский Конгресс, тема использования в политических целях личных данных интернет-пользователей весьма популярна. Люди по всему миру постепенно усваивают, что самая обычная информация о них — ходовой товар, но самое обидное, что они сами не получают с его продажи ни копейки. Потому возмущение теми, кто этими данными так или иначе интересуется, многократно усиливается обидой на статус дойной коровы, в котором пользователь невольно оказывается.
Особенно сильны эти опасения за пределами нашей страны, главным образом потому, что FaceApp — российское приложение, его разработала компания бывшего сотрудника «Яндекса» Ярослава Гончарова. Истории с вмешательством в президентские выборы в США, попытками атаки на штаб-квартиру ОЗХО, кражей файлов, связанных с расследованием гибели MH-17, и прочие «русские хакеры» делают свое дело. Эти русские явно не просто так собирают наши фотографии и обучают на них свой искусственный интеллект! Странно, что никто не вспомнил навязчиво повторяемые Владимиром Путиным слова о том, что лидер этой сфере будет властелином мира — тут бы паззл и сложился!
При этом FaceApp становится вирусным не впервые, два года назад многие развлекались тем, что изменяли свое (или чужое) лицо с помощью другой прически, бороды и прочих фильтров. Но тогда про безопасность и коварную нейронку (искусственную нейронную сеть. — Ред.), обучающуюся на миллионах портретов, никто не говорил. Более того, это далеко не первая программа подобного рода, и даже не первая российская. Но, скажем, приложение Prisma в сборе данных в 2016 году никто массово не обвинял, во всяком случае до американских сенаторов дело не доходило.
Волна обвинений в адрес России
Очевидно, что у многих и игроков мирового IT-рынка, и западных политиков всегда есть желание, пользуясь удобным поводом, утопить конкурентов и сыграть на страхах публики. Если хотите — можете назвать это проявлением русофобии.
Тем более что к сегодняшнему дню специалисты по IT-безопасности более или менее сошлись в выводах насчет того, что приложение FaceApp не анализирует все фотографии на мобильном устройстве, да и в целом серьезной опасности не представляет — просто пользовательское соглашение было написано не слишком удачно. Ну а нейронные сети на чем только не обучают — в интернете есть бесчисленное множество портретов, прежде всего в соцсетях, где они привязаны к профилю, то есть к имени, году рождения и прочим столь ценным в наши временам данным, обучай — не хочу.
Одним приложением (возможности которого — ничто по сравнению с Facebook) больше, одним — меньше, подумаешь, угроза. Мы и так живем в суперпрозрачном мире, каждую секунду оставляя какие-нибудь цифровые следы, а человека, не имеющего аккаунта в соцсети, а лучше — в нескольких, подозревают в нехорошем.
Но волну уже не остановить: на FaceApp в ФБР жалуется сенатор-демократ Чарльз Шумер, а руководство Национального комитета Демократической партии США призвало сотрудников немедленно удалить российскую разработку. Их можно понять: обжегшись на взломе почты комитета Демпартии, что, возможно, в конечном итоге стоило Хиллари Клинтон поста президента, они готовы дуть на любую, даже самую призрачную и теоретическую угрозу.
И тут речь не о подозрениях или кривотолках: США официально обвинили в этой кибератаке (взломе почты Национального комитета Демпартии. — Ред.) сотрудников российской военной разведки.
Экспансии российского IT-бизнеса в планах нет
Возможно, тех, кто в Кремле, да и в целом сторонников современного внешнеполитического курса России, устраивает то, что пресловутые «русские хакеры» мерещатся американцам и прочим «зарубежным партнерам» повсеместно. Но вот российскому бизнесу вся эта доблесть доставляет вполне конкретные неудобства.
Можно верить или нет в то, что выкинутая два года назад с американского рынка «Лаборатория Касперского» работает на спецслужбы, можно говорить, что «Яндекс» и «Вконтакте» заблокированы в Украине по политическим причинам, в конце концов дело прошлое, потери, что называется, заиграны.
Угрозы безопасности со стороны коммерческих IT-компаний — категория часто сомнительная, весьма эфемерная, весьма непросто доказуемая. Другое дело, что российский IT-бизнес еще долго будет токсичным, вынужденным доказывать, что он не аватар ФСБ, ГРУ и прочих подобных структур. Впрочем, возможно, расчета на международную экспансию в этой сфере и не было. Туда — нефть и газ, а для вас и в России — цифровая экономика и автономный Рунет. За работу, товарищи.
Автор: Александр Плющев — журналист радиостанции «Эхо Москвы», автор еженедельной колонки на DW. Telegram: @PlushevChannel, Twitter: @plushev
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.