Россия ввела ряд ограничений свободы судоходства в Черном море на период июля-августа. Мотивы этих ограничений не до конца понятны. Об этом в своей статье пишет президент украинского Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар.
Но если наложить карту установленных Россией запрещенных зон на карту маршрутов прохождения подводных газопроводов «Голубой поток» и «Турецкий поток», то в значительной степени они совпадают. (См. Карта 1, 2).
Сюда также еще следует добавить карту маршрута потенциального проекта White Stream, по которому газ Каспия может попадать на рынок ЕС через Черное море и Румынию. Хотя проект все еще остается гипотетическим, но в последнее время он актуализировался (см. Карту 3)
(Об этом подробнее читайте в статье Роберта Катлера «Туркменский газ в Европе: независимый взгляд издалека» в аналитическом журнале Черноморская безопасность 2 (34) 2019, с. 55)
Читайте также
Все это означает, что Россия готовится к превращению Черного моря в Время «Ч» в зону собственного тотального контроля под предлогом нейтрализации угроз стратегически важной для России, Турции, а также Болгарии энергетической инфраструктуры и недопущения реализации конкурентных проектов. И это задумка не сегодняшнего дня. В России к этому идут системно и последовательно, соединяя военную и энергетическую стратегии. Вот статья 20-летней давности с «независимого военного обозрения» с красноречивым названием «Флот на страже» Голубого потока «.
Среди прочего речь идет о том, что «Россию выдавливают из Мирового океана», «американские ВМС все более настойчиво осваивают Черноморский театр военных действий», «обеспечить безопасность внешней морской топливной артерии (Blue Stream) может только Черноморский флот РФ».
«Это было 20 лет назад. А вот теперь Россия дает знать США и НАТО, и она может их выдавливать, по крайней мере, с Черного моря, считая его своим озером.
Подобными действиями сегодня Кремль продолжает изучать реакцию НАТО и прежде всего США на ограничение свободы судоходства. Ведь акт агрессии против украинского катерной группы в Черном море вблизи Керченского пролива 25 ноября 2018 не привел к каким-то серьезным последствиям для России. Более того, она уже второй месяц игнорирует решение Морского Трибунала ООН по возвращению в Украину украинских моряков и кораблей. И это ей сходит с рук. Поэтому в Кремле считают, что можно и нужно двигаться дальше. Как минимум, по логике Путина, они смогут показать «Кузькину мать» США и НАТО, как максимум, окончательно «завербовать» Турцию и Болгарию — страны-члены НАТО, союзники России в Черном море.
А теперь давайте сделаем проекцию на Балтийское море, где уже есть один Nord Stream и строится второй. Где Польша хочет проложить альтернативу — норвежский газ через Baltic Pipe. Россия на Балтике будет действовать по тому же шаблону, что и сейчас в Черном море. Под предлогом защиты стратегически важных для России и Германии 4 газопроводов! Путинские газовые и денежные потоки уже нейтрализовали Германию как страну-члена НАТО. Что будет потом, когда North Stream 2 будет достроен, нетрудно представить.
Постепенно Россия усиливает Балтийский флот в рамках соответствующей программы перевооружения до 2020 года. Российские СМИ с пафосом отмечали недавно, что Балтийский флот продолжает получать в свой состав новые боевые корабли и суда обеспечения. Мол, если за период с 2000 по 2010 годы на флот поступило лишь 20 новых кораблей, то за период с 2010 по 2019 год — 56 единиц. Итак, динамика наращивания сил российского флота на Балтике довольно красноречивая и не нужно иметь иллюзий относительно дальнейших намерений и действий Кремля.
Поэтому, пока есть время, Россию следует остановить и на Балтике, и в Черном море. Остановив Северный поток-2 из-за санкций против компаний-подрядчиков, США удастся отвлечь негативный сценарий преобразования Балтики в российское озеро», — пишет Михаил Гончар.