Выступление премьер-министра в ходе митинга в Степанакерте, конечном было интересным и достойно отдельного анализа. Но более примечательными были оценки, озвученные им в воскресенье о том, что страна «в состоянии институционального паралича», «с институциональной точки зрения наше государство полностью потерпело крах». В эпитетах «паралич» и «крах», безусловно, есть пропагандистское преувеличение и попытка оправдать нынешнюю ситуацию «тяжелым наследием прошлого». Свои заключения Пашинян сделал на основании «секретного доклада» от 2014 года, однако, насколько я знаю, касательно подобного рода докладов либо принимается официальное решение об их рассекречивании (к примеру, недавно указом Трампа была рассекречена часть доклада Комиссии Уоррена по убийству Кеннеди), либо вообще не говорится. Естественно, что из-за оценок премьер-министра «бывшие» обиделись и начали свою контрпропаганду, что в их время государственные институты чудесно функционировали, что также, как я считаю, крайняя точка зрения.
Но я всегда пытаюсь очистить сказанное политическими деятелями от пропагандистской шелухи и найти в них рациональное зерно. А в данном случае рациональным зерном является то, что старая система хоть и раскрыла свои вопиющие недостатки и, по большому счету, неэффективность, она каким-то образом какие-то проблемы решала. Старая система была основана на «черном», неконтролируемом (как правило — коррупционном) обороте. Если где-то ситуация становилась тупиковой, ответственный за сферу, накопивший до этого огромный капитал, грабя ту же сферу, «на свои собственные средства» (т.е. частью награбленного) мог залатать и решать вопросы «по-братски». Так не могло продолжаться, и эта система рано или поздно должна была взорваться. Создать вместо нее такую «белую» систему, которая действует в цивилизованных странах, — тяжелейшая, но выполнимая задача. Но прежде всего позвольте выразить сомнение: а хотят ли наши граждане такой системы, представляют ли они, какой уровень законопослушности это предполагает?
… За первое полугодие 2019г в сравнении с тем же периодом прошлого года доходы госбюджета увеличились на 25,1%. Это, конечно, очень хорошо. Но по вышеуказанной логике, если государственная система имеет описанные дефекты, то это увеличение не имеет решающего значения. Допустим, стакан наполняется не на 75, а на 100 процентов. Если он дырявый, то вода, все равно, утечет.