Москва изменила свою позицию, считает, что статус Арцаха должны определять на переговорах Пашинян и Алиев, а не народ Арцаха
После того, как на прошлой неделе премьер-министр РА Никол Пашинян выступил на площади Возрождения в Степанакерте с речью под девизом «Арцах – это Армения» и «Миацум», ожидалось, что из Баку последует жесткая реакция, не исключается даже резкая эскалация ситуации на границе.
Но более примечательным, нежели поведение Азербайджана, стал первый отклик России – сопредседателя Минской группы ОБСЕ.
Пресс-секретарь МИД России Мария Захарова в ходе еженедельного брифинга коснулась вопроса урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта и определения статуса Нагорного Карабаха. «Россия исходит из того, что окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен путем переговоров между Арменией и Азербайджаном», – сказала Захарова, добавив, что Россия, как страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ, и учитывая тесные отношения с Ереваном и Баку, продолжает содействовать всестороннему продвижению мирного процесса. «Мы с удовлетворением отмечаем, что на линии соприкосновения между Азербайджаном и Арменией сегодня наблюдается относительное спокойствие. Вместе с тем, у нас вызывает озабоченность то, что стороны под различными предлогами продолжают выдвигать взаимные обвинения. Подобная риторика не отвечает интересам формирования благоприятных условий для переговорного процесса и соответственно поиска компромиссных вариантов урегулирования конфликта. Такая риторика противоречит созданию благоприятных условий для переговорного процесса и, следовательно, поиску компромиссных вариантов, направленных на разрешение конфликта», – подчеркнула Захарова.
Читайте также
То есть, государство-сопредседатель Минской группы ОБСЕ, представители которого осведомлены о нюансах переговоров, считает, что статус Арцаха должен определяться путем переговоров между Ереваном и Баку.
То, что Москва всегда подчеркивала свою приверженность мирным переговорам, это является неизменной официальной позицией. Но есть весьма деликатный нюанс. В последние годы армянская сторона постоянно считала своим достижением фиксацию в принципах урегулирования требование по уточнению статуса Нагорного Карабаха.
Куда же подевалось дальнейшее решение по определению окончательного статуса Нагорного Карабаха посредством юридически обязывающего волеизъявления, которое было достижением армянской стороны в переговорах за последние несколько лет, и об этом подчеркивалось в совместных заявлениях стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в частности, при упоминании ими «Мадридских принципов»?
Москва изменила свою позицию? Считает, что статус Арцаха должны определять на переговорах Пашинян и Алиев, а не посредством юридически обязывающего волеизъявления?
Есть ли у властей Армении объяснение тому, почему и при каких обстоятельствах произошло такое изменение в позиции Москвы?.. А может у российской стороны сложилось впечатление или убеждение, что Пашинян и Алиев будут определять статус Арцаха, и это больше не зафиксировано в документах урегулирования как принцип…
Напомним, что до смены власти в Армении весной прошлого года на столе переговоров находились «Мадридские принципы», что было условным названием Основных принципов урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Основные принципы были представлены министрам иностранных дел Армении и Азербайджана в Мадриде 29 ноября 2007 года. В принципы, хранившихся в условиях секретности в течение полутора лет, были внесены некоторые изменения, и, наконец, 10 июля 2009 года, в рамках саммита G8 в Аквиле президенты стран-сопредседателей в ОБСЕ – США, РФ и Франции, впервые официально частично обнародовали обновленную версию Мадридских принципов. Позже, 26 июня 2010 года, на саммите «Большой восьмерки» в Мускоке (Канада), сопредседатели вновь кратко представили отмеченные принципы, призвав президентов Армении и Азербайджана сделать еще один шаг, завершить работу над Основными принципами и перейти к разработке Мирного соглашения. Сопредседатели выступили с еще одним совместным заявлением по Нагорному Карабаху 26 мая 2011 года в рамках саммита G8 в Довиле, в котором призвали президентов Армении и Азербайджана проявить политическую волю и завершить работу над Основными принципами в ходе трехсторонней встречи президентов Армении, Азербайджана и России 25 июня в Казани.
Итак, один из основных принципов мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, представленный в Мадриде 29 ноября 2007 года, был следующим: окончательный статус Нагорного Карабаха будет определен путем плебисцита, который подразумевает свободное и подлинное (genuine) волеизъявление населения Нагорного Карабаха. Условия и детали (modality) плебисцита стороны должны будут согласовать в ходе последующих переговоров. Под населением Нагорного Карабаха понимается все проживавшие в Нагорно-Карабахской автономной области население в национальных пропорциях по состоянию на 1988 год. Ограничений на формулировку вопроса во время плебисцита не установлено.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
14.08.2018г
Народ Арцаха уже прошел через ,,свободное и подлинное (genuine) волеизъявление населения» в 1988 году, когда решил выйти из состава Азербайджана и войти в состав Армении при СССР, полностью соблюдя Конституцию СССР. И подтвердил это результатом войны, навязанной ему Азербайджаном. Чего еще надо?
© 1998 — 2019 Аравот — Новости Армении /
Армения не имеет права решать за народ Карабаха, тем более, когда у руля страны не герой, а уклонившийся от военной службы трус!
Премьер Пашинян, указав на то, что судьбу народа Арцаха должен решать сам Арцах, вернул ситуацию в исходное состояние. «Героям», исключившим Арцах из переговорного процесса, сегодня должно быть стыдно. Стыдно за разворованную, униженную, на статусе имперской окраины, без каких-либо прав и достоинства. Взамен «герои» получили право на произвол и грабеж, поэтому сегодня «трус» едет на работу на велосипеде, а «герой» боится показаться людям на глаза, передвигаясь в бронированных машинах за затемненными стеклами.