Радио Азатутюн. По мнению эксперта по международному праву Ара Казаряна, отказавшись выдать Армении представителя бывшей власти, обвиняемого Миграна Погосяна без каких-либо юридических обоснований, Россия приняла не юридическое, а политическое решение и тем самым продемонстрировала, что недобросовестно применяет ту конвенцию, на которую ссылается в тексте отказа.
«Ясно, что решение не выдавать Миграна Погосяна — это политическое решение. Потому что правовые основания слабые. Другое дело, если бы Мигран Погосян преследовался за свою политическую деятельность или за свои взгляды, или за религиозные убеждения, и если была бы неизбежная опасность, что здесь он будет подвергнут пыткам или что правосудие будет недоступно, — в беседе с Радио Азатутюн прокомментировал Ара Казарян, продолжив: — Но мы все понимаем, что подобных оснований нет. Это означает, что если Россия отказала, значит, можно искать лишь политическую целесообразность»
В конце прошлой недели Генеральная прокуратура Армении опубликовалаответ на свое обращение, направленное несколько месяцев назад в Генпрокуратуру России. Согласно этому ответу, Россия не считает возможной экстрадицию бывшего депутата, бывшего руководителя Службы принудительного исполнения судебных актов (МЧС) Миграна Погосяна в Армению для его уголовного преследования. Российские правоохранители в качестве основания для отклонения ходатайства об экстрадиции приняли положения статьи 19 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 года.
Эксперт по международному праву Ара Казарян отмечает, что 19-я статья действующей между Россией и Арменией конвенции обеспечивает предоставление правовой помощи между сторонами в рамках конкретного уголовного дела, но Армения с подобной просьбой к России не обращалась. С другой стороны, за отказом российских правоохранителей должно было последовать подробное обоснование, чего не было сделано. Ара Казарян подчеркивает, что российские власти могли не выдать Погосяна на основании другой конвенции ООН – о статусе беженца, и единственным основанием могло считаться то, что лицо испытывает обоснованный в достаточной степени страх вернуться на свою родину. Этот отказ в свою очередь означает, что Россия сочла удовлетворительным заявление Погосяна о том, что он испытывает страх вернуться, потому что здесь он будет подвергнут либо пыткам, либо дискриминации, либо будет нарушение его права на доступность правосудия, добавил Ара Казарян.
Читайте также
«Возможно, они намеренно сослались на подобную неопределенную статью, потому что дело слабое, все мы знаем, что ходатайство Миграна Погосяна о предоставлении убежища в России было слабым, потому что на самом деле он здесь не преследуется за свои взгляды или за свою деятельность. Он преследуется в условиях наличия уголовных оснований», — отметил юрист.
Соответствующая статья конвенции, на которую сослалась Россия, устанавливает: «В просьбе о правовой помощи может быть отказано, если оказание подобной помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности стороны, к которой обращаются, либо противоречит ее законодательству».
В своем письме об отказе Россия так и не поясняет, как выдача Погосяна правоохранительным органам Армении может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности или нарушить ее законодательство.
Генеральная прокуратура Армении поспешила заявить, что российские правоохранительные органы не приводят каких-либо конкретных оснований того, почему отказываются выдать Армении обвиняемого Миграна Погосяна. По этой причине Генпрокуратура Армении предложила российским партнерам предоставить четкую информацию о причинах отказа в выдаче Погосяна.
По мнению Ара Казаряна, за отказом России должно последовать политическое решение: Армения может поступить так же в случае подобной просьбы этой страны.
Мигран Погосян, которого разыскивали по обвинению в присвоении или растрате в особо крупных размерах и злоупотреблении должностными полномочиями, был обнаружен в России и арестован. В то время как армянские правоохранительные органы пытались организовать экстрадицию Миграна Погосяна, последний попросил политического убежища в России.
По данным расследующей дело Специальной следственной службы (ССС), Погосян покинул Армению 7 октября прошлого года, они не смогли предотвратить его выезд из страны, поскольку в указанный период он не имел статуса обвиняемого или подозреваемого, более того, в то время уголовное дело в отношении него в ССС не расследовалось.
Член команды экс-президента Сержа Саргсяна, генерал-майор юстиции Мигран Погосян оказался в центре Панамского офшорного скандала еще при правлении Республиканской партии. 24 января этого года Специальная следственная служба (CCC) возобновила расследование по уголовному делу об офшорах, которое в 2017 году было закрыто на основании отсутствия состава преступления. Тогда дело было возбуждено по признакам участия в незаконной предпринимательской деятельности.
Согласно ССС, в 2011 году Мигран Погосян основал в офшорной зоне в Панаме две компании, которые в дальнейшем основали в Армении компанию «Бест реалти», которая в свою очередь в 2014-2016 гг. предоставляла СПИСА услуги по оценке движимого и недвижимого имущества, получив более 43 млн драмов. Также, согласно обвинению, Мигран Погогсян, занимая с 11 июня 2008 года должность начальника Службы принудительного исполнения судебных актов, назначил своего охранника и водителя на должности в СПИСА. Они, фактически, исполняли его личные поручения, но получали зарплату из госбюджета. Кроме того, согласно материалам дела, Погосян заключил также соглашения о предоставлении СПИСА услуг с организациями, которые управлялись им.
После выдвижения обвинения офис Погосяна распространил заявление, в котором назвал уголовное дело «сфабрикованным».