Недавно правительство опубликовало стратегию судебно-правовых реформ на 2019-2023 годы. В документе в основном говорится о реформах в различных сферах судебной системы, но есть также разделы о правосудии переходного периода, конституции и избирательном кодексе.
Самым интересным из них, конечно же, является намерение изменить конституцию. Но перед этим отмечу, что в первом квартале 2020 года для осуществления правосудия переходного периода предполагается создать комиссию для изучения фактов массовых и периодических нарушений прав человека, имевших место в Армении в 1991–2018 годах. Следовательно, предполагается, что в 2018-20 годах нарушений не было и не будет.
Комиссия по конституционной реформе также планируется создать в первом квартале 2020 года. Приведенные Transparency International замечания по поводу изменений в стратегии, внесенных в 2015 году, являются правильными, поправки были инициированы для удовлетворения желания действующего президента остаться у власти, члены профессиональной комиссии по конституционной реформе действовали в обстановке конфликта интересов, и конституционные изменения не были обусловлены какой-либо объективной необходимостью. Но возникает вопрос: чем сейчас, в этот момент, обусловлена объективная необходимость в изменении конституции? Ответ на этот вопрос в стратегии вроде не выглядит четким.
Указывается, что ряд «проблемных нормативов» относится к механизмам формирования Конституционного Суда. Но даже если эти положения, а также процедура обжалования решений Высшего судебного совета действительно спорны, то инициировать ради них громоздкий и дорогостоящий процесс конституционной реформы, на мой взгляд, все равно, что стрелять из пушек по воробьям. Справедливо отмечается, что конституционные поправки 2015 года не решили вопроса о сверхперсонализации власти и субъективности. Но решить эту проблему не в состоянии никакая конституция – это вопрос политической культуры общества.
Читайте также
В стратегии реформирования Избирательного кодекса, в частности, написано: «ликвидация территориальных списков кандидатов, принятие простой пропорциональной системы». Я бы посоветовал не торопиться также и в этом вопросе. Чтобы не получилось, что граждане, по сути, будут избирать одного человека, а последний по своему усмотрению сформирует «правящую фракцию», которую сложно назвать «политической командой». Правда, 9 декабря 2018 года так произошло при наличии злополучной рейтинговой системы. Но в обозримом будущем таких выборов больше не будет в Армении.