Режим тихого противостояния в армяно-российских отношениях
Недавно российский «Интерфакс» распространил примечательную новость. Россия отменила на своей территории розыск в отношении бывшего министра обороны Армении, генерал-лейтенанта Микаела Арутюняна, находящегося в межгосударственном розыске в странах СНГ в рамках дела 1 марта 2008 года. «После изучения материалов в отношении Арутюняна, обвиняемого по делу о событиях 1 марта 2008 года в Ереване, принято решение об отмене его розыска на территории России», – сообщил источник агентства. А ранее другой источник сообщил Интерфаксу, что вопрос об экстрадиции Михаила Арутюняна будет отклонен, поскольку с 2002 года у него российский паспорт.
В том, что Россия любой ценой «держит» своих, нет ни секрета, не нового. Путин и Кочарян друзья. Кочарян по какому-то поводу даже уверял, что между ними существует какая-то химия. В другом интервью российскому «Коммерсанту» прошлой осенью второй президент Армении Роберт Кочарян рассказал, что общение с российским президентом он продолжал и после ухода с поста. «На второй года моего президентства я почувствовал, что между нами есть какая-то химия. Наши мировосприятия очень близки друг к другу», – сказал Кочарян, добавив, что его дружба с Путиным – это личная дружба, а не дружба лидеров Армении и России. «Такое невозможно. Россия огромная страна, а Армения очень маленькая».
В последнее время Путин поддерживает своего друга телефонными звонками, поздравлениями. Видимо, Путин действительно хороший друг, потому что он не забывает своих, особенно, когда для своих наступают не столь хорошие дни.
Читайте также
Проблема в том, как отношение Путина к своим друзьям влияет на государство Армению. Россия – сложный партнер, и это ни для кого не новость. С Россией нужно продолжать работать, хотя Москва по разным поводам может позволить себе «ужалить». Путинская Россия давно не в состоянии поступать иначе со своими партнерами, ужесточая в случае необходимости свою позицию, порой даже в довольно жестоких дозах. Просто это борьба нервов, а сегодняшняя Россия более нервная. Поэтому это режим тихого противостояния.
Официальный Ереван продолжает последовательно настаивать на том, что в армяно-российских отношениях все в порядке. На прошлой неделе министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян на пресс-конференции заявил, что межгосударственные отношения с Арменией и Россией имеют достаточно прочную основу, и каких-либо разногласий нет. «У нас есть некоторые судебные, правовые процессы, однако на межгосударственном уровне Армения и Россия могут и способны сохранять ту важную повестку, которая преследует цель углубления союзнических отношений между странами. Взаимосвязи между этими процессами нет и не может быть».
Касаясь участия Путина в предстоящем саммите ЕАЭС в Ереване, Мнацаканян подчеркнул: «Мы готовимся к саммиту 1 октября, в котором примут участие главы государств ЕАЭС. Это совместное решение всех нас, и это межгосударственные отношения. В нынешнем контексте это коллективное стремление государств работать вместе в одном пространстве с целью углубления интеграционных процессов в ЕАЭС.
Нам это на пользу и мы ждем, готовимся провести саммит 1 октября. Ждем лидеров всех наших стран-партнеров. У нас есть подтверждения, у нас нет ситуации, которая бы создала какую-либо чрезвычайную ситуацию в плане подготовки к саммиту 1 октября. Подготовка проходит в естественном русле. У нас осталось чуть меньше месяца, и сейчас самый активный период, когда начинают работать все механизмы – от церемониального до содержательного, чтобы провести саммит наилучшим образом». Затем министр иностранных дел Армении добавил, что уверен, что мы проведем очень результативный и положительный саммит. «Армяно-российские межгосударственные отношения от этого саммита только выиграют, углубятся и укрепятся. Это наш подход и наша цель».
Мнацаканян еще раз повторил, что в межгосударственных отношениях между Арменией и Россией у нас очень четкая повестка и явное желание обеих сторон углублять и укреплять наши отношения. Тем не менее, нет ясности в вопросе о прибытии Путина, и официальный Ереван предпочитает не делать прогнозы относительно того, прибудет он или нет.
Что касается отправки военной группы в Сирию, и в данном контексте возможное недовольство США, Мнацаканян подчеркнул, что наши подходы основаны на нашем суверенитете и наших национальных интересах: «Мы не стараемся угодить кому-либо и не осуществляем никаких действий, которые исходят в первую очередь из интересов другого государства… И сегодня мы выполняем гуманитарную миссию в Сирии, исходя из провозглашенных нами целей. Это наш национальный интерес. Осуществляя это, мы сталкиваемся также с реалиями, когда приходится рассматривать и вступить в диалог с другими нашими партнерами. Таково прикладное значение нашей работы для обеспечения реализации наших национальных интересов, чтобы мы могли сделать их объяснимыми и оправданными. А не угождать или не угождать». Хотя официальный Ереван исключает проблемы в двусторонних, межгосударственных отношениях с Россией, однако в некоторых шагах разногласия очевидны.
Недавно стало известно, что Миграционная служба Армении признала российского оппозиционера, общественно-политического деятеля Виталия Шишкина беженцем и предоставила ему убежище. В документе говорится: «Существует реальная и обоснованная опасность того, что он в случае возвращения в Российскую Федерацию по причине своих политических взглядов будет подвергнут такому отношению, которое противоречит требованию, установленному в 1-й части 9-й статьи закона «О беженцах и убежище», а именно: принцип невозвращения — это невозвращение беженца в пределы территорий, где может существовать угроза его жизни или свободе за принадлежность к определенной расовой, религиозной, национальной, социальной группе, политические убеждения или по ряду других оснований».
«Я получил статус беженца в Армении на основании того, что я преследуюсь в России по политическим мотивам. Есть много разных видов, как беженец, в военных ситуациях, но именно я хотел изначально добиваться документа на получение как политический, бывший политзаключенный», – сказал Шишкин. По его словам, он сейчас находится в розыске в России. Между тем начальник отдела по связям с общественностью прокуратуры РА Аревик Хачатрян сообщила Радио «Свободе», что, поскольку Шишкин не был найден или задержан на основании розыска, объявленного каким-либо государством, поэтому запроса об экстрадиции получено не было.
Шишкин утверждает, что на следующий день после приезда в Армению ему в России инкриминировали нарушение нескольких статей: «Эта информация совершенно непонятная. Они на меня подготовили документы на розыск, объявили, что я незаконно якобы уехал из России, хотя не было никаких документов на незаконный выезд». Шишкин отметил, что с учетом армянского законодательства и ситуации в Армении после революции он принял решение приехать именно в Армению: «Я понимаю, что для Армении взаимоотношения с Россией – это очень болезненный камень, с какой бы стороны, как бы вы ни смотрели на будущее Армении, эти взаимоотношения невозможно ни отменить, ни изменить, но надо что-то делать, надо как-то менять очень многое, потому что Россия – диктаторская страна, а Армения уже год строит демократическое общество…».
Поэтому не случайно, что за предоставлением российскому гражданину убежища в Армении последовало сообщение об отмене розыска Микаела Арутюняна на территории России. Скорее всего, Россия дает понять, что ей не нравятся шаги Армении.
Конкретного проблематичного вопроса в армяно-российских отношениях на прошлой неделе коснулся заместитель министра иностранных дел Шаварш Кочарян. Вопрос армянских водительских прав в России – это проблема ЕАЭС, поскольку национальное законодательство государства противоречит Договору о ЕАЭС, заявил замминистра 3 сентября в ходе обсуждений в Постоянной комиссии НС РА по региональной и евразийской интеграции по теме «Актуальные вопросы евразийской и региональной интеграции». «То есть Россия приняла одностороннее решение, которое поставило нас в дискриминационное положение. Принятие Россией соответствующего закона, по сути, противоречит Договору о ЕАЭС, поскольку в этой сфере не предусмотрено, что могут устанавливаться дополнительные условия. Более того, этот вопрос был поднят и обсужден в ЕАЭС. Вот почему они сейчас пошли по иному пути. Они говорят, что давайте вместе заключим соглашение в этой сфере, но это очень долгий путь, пока мы этого достигнем, потребуются годы, и у наших водителей эта проблема существует сегодня», – заявил Шаварш Кочарян.
По его словам, второй путь заключается в том, что принятый Россией закон является дискриминационным по отношению к Армении. «Получается, что подобного требования ко всем остальным государствам-членам ЕАЭС, кроме Армении, нет. Беларусь – союзное государство, проблем не возникло, с Казахстаном также урегулировали вопрос. С Киргизией также, узнав в последний момент о подписании закона, они сумели сделать так, чтобы после Казахстана была указана Киргизия. Сейчас всего лишь требуется добавить в законе после Казахстана и Киргизии также и Армению. Делаешь это, и все вопросы решаются. Между тем, уже три года, как данный вопрос пытаются торпедировать любым способом», – сказал Кочарян, добавив, что Россия пытается любыми способами пытается не решать данную проблему.
Обобщение — в следующем номере
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
10.09.2019г