Радио Свобода. Министр обороны России Сергей Шойгу в развёрнутом интервью газете «Московский комсомолец» сделал ряд заявлений о реформе и перспективах развития российской армии, войне в Сирии, отношениях с Украиной и собственных планах.
Интервью предваряют соображения его автора, Михаила Ростовского, о том, что армия России при Шойгу «вернула себе уважение и со стороны друзей, и со стороны потенциальных и реальных врагов», но этого не удалось бы добиться «без поддержки и личного участия Владимира Путина».
«Экстремистов на Украине всё равно придётся останавливать»
Шойгу заявил, что «даже не хочет думать» о прямом военном столкновении между армиями России и Украины (Украина и страны Запада заявляют, что располагают доказательствами участия российских военных в боевых действиях в Донбассе, в частности во время боёв под Иловайском в августе 2014 года. – РС), и выразил надежду на то, что у украинской власти хватит сил остудить некие горячие головы. При этом, по словам Шойгу, «когда-то экстремистов на Украине все равно придется останавливать. Жаль только, что это не было сделано раньше». Министр назвал украинский народ «братским» и заявил, что надеется на «мир и добрососедство» с ним.
Читайте также
Реформа армии
Как утверждает Шойгу, мероприятия по укреплению армии начались после российско-грузинской войны 2008 года, а с 2013-го их взял под личный контроль Владимир Путин. Среди принятых мер министр обороны перечисляет улучшение быта военнослужащих, повышение уровня интенсивности обучения военных, в том числе увеличение в 5 раз нормы расходования боеприпасов на учениях, внедрение внезапных проверок боеготовности, переоснащение войск современной техникой. По словам Шойгу, все подразделения российской армии стали подразделениями постоянной готовности.
Война в Сирии
Шойгу подчеркнул, что в Сирии российская армия «научилась воевать по-новому». По словам министра, через боевые действия в Сирии прошли практически 90 процентов лётного состава российской авиации, темпы поставок военных грузов в Сирию доходили до двух тысяч тонн в сутки, а в самой стране одновременно работали представители более чем 70 предприятий ВПК.
«Если бы НАТО не расширялось, Запад бы нас поработил»
Сергей Шойгу высказывает парадоксальную мысль – ответственность за укрепление российской армии, по его мнению, несёт Запад. Если бы он «не стал бы продвигать НАТО к нашим границам все ближе и ближе» и «не лез бы во внутренние дела» России, то в конце концов – вероятно, усыпив бдительность – ему удалось бы решить «задачу разрушения и порабощения нашей страны». По мнению Шойгу, именно это произошло со странами Восточной Европы и бывшими советскими республиками.
По словам Шойгу, противостояние России и Запада началось ещё в 1990-е годы. «На Западе уже давно созданы лекала и алгоритмы свержения любой неудобной для них законной власти в любой стране», – говорит министр обороны, приводя в пример Югославию, которая, по его мнению, распалась на 6 стран благодаря бомбардировкам НАТО (4 из 6 республик бывшей Югославии стали независимыми ещё в 1991–92 годах, а в 2006-м распался союз Черногории и Сербии. – РС).
Отмена призыва «в принципе возможна»
Но такое решение Шойгу не считает правильным: «Абсолютно убежден, что какое-то количество военнослужащих по призыву у нас должно быть в любом случае». Такое мнение министр обосновывает необходимостью существования мобилизационного резерва. Кроме того, служба в армии, по мнению Шойгу, – школа патриотизма (сам министр срочную службу в армии не проходил. – РС). При этом, как считает Шойгу, неизбежна дальнейшая «профессионализация» армии.
Новый ГлавПУР
Необходимость создания Главного военно-политического управления Шойгу тоже обосновал вмешательством Запада: «некие люди по указке из-за рубежа начинают лезть в семьи <погибших военных>, лезть на кладбища», а также распространяют «фейковые новости» о том, что Россия «готовится к захвату той или иной страны». Новый ГлавПУР, по словам Шойгу, не лезет в личные дела военных, а создаёт Юнармию и парки «Патриот».
Новый 1937 год и ностальгия по СССР
Расследования о самом себе и чиновниках Минобороны Шойгу назвал «слухами, сплетнями и кляузами» и сравнил их с кампанией доносов в 1937 году. «Сегодня то же самое: мы имеем массу публичных доносов от внутренних и внешних заказчиков», – говорит министр.
Говоря о своей мечте, Шойгу сказал, что хотел бы вернуться в Сибирь во времена своей молодости, когда Евгений Евтушенко читал в Братске поэму «Братская ГЭС» (это было в 1964 году, Сергею Шойгу тогда было 9 лет. – РС). «У меня большая ностальгия по Советскому Союзу», – признаётся министр обороны. «Я очень хочу вернуться в Сибирь и построить там один, а лучше еще два города», – завершает интервью Сергей Шойгу.
Фото — Радио Свобода