По предварительным данным правоохранительных органов, вчера утром найденный мертвым в своем особняке в селе Бжни Котайкской области генерал-полковник полиции Айк Арутюнян, занимавший в 2008 году пост начальника Полиции Армении, совершил самоубийство. Уголовное дело возбуждено по статье о доведении до самоубийства. Арутюнян был одним из главных свидетелей по делу «1 марта» и во время судебного разбирательства по делу бывшего президента Армении Роберта Кочаряна и его подчиненных должен был быть допрошен в числе других свидетелей. Об этом передает Радио Азатутюн.
Следственный комитет сообщает, что у 63-летнего Арутюняна было обнаружено огнестрельное ранение в голову.
В ходе следствия были получены данные о том, что в предшествующий инциденту период генерал-полковник употребил значительное количество алкоголя. Были допрошены свидетели, в том числе и лицо, находившееся в особняке с Айком Арутюняном. Был проведен осмотр места происшествия, где были обнаружены следы, похожие на кровь, были взяты образцы. Рядом с трупом были обнаружены пистолет «ПМС» и гильза.
Следственный комитет также сообщает, что были конфискованы видеокамеры у входа в его дом. Видеозапись была отсмотрена. Согласно правоохранителям, в течение дня, предшествовавшего дню инцидента, ни одно лицо кроме находящихся в особняке двух человек в дом не входило.
Читайте также
После гибели генерал-полковника в прессе стала циркулировать информация о том, что перед инцидентом Арутюнян говорил о расследовании по делу «1 марта» и пожаловался на то, что его принуждают дать ложные показания против главного подсудимого по делу — второго президента Армении Роберта Кочаряна, а также против бывшего заместителя командующего войсками полиции Гегама Петросяна, обвиняемого в убийства одной из жертв кровавых событий 1 марта 2008 года.
Следственный комитет опроверг эти публикации, заявив, что человек, находившийся с Арутюняном на месте происшествия, сообщил о содержании разговора с Айком Арутюняном, в котором не было ничего, имеющего отношение к оказанию на него давления в рамках уголовного дела, расследуемого по событиям 1 марта, и вообще к оказанию давления со стороны какого-либо лица.
Гегам Петросян, который в августе был освобожден из-под ареста под подписку о невыезде, не захотел сегодня комментировать гибель своего бывшего руководителя.
«Очень сожалею, он был моим близким другом, но в данный момент я не буду это комментировать», — сказал Петросян.
В беседе с Радио Азатутюн глава сельской администрации Армен Матевосян отметил, что был знаком с Айком Арутюняном более 20 лет.
«Я не представляю, чтобы в селе Бжни был человек, житель, который бы сказал что-то плохое про Айка Арутюняна. Неожиданно — это мягко сказано, до сих пор я не могу поверить, что такое произошло, потому что Айк Арутюнян был очень взвешенным, уравновешенным человеком, хорошим супругом и отцом семейства и вообще очень хорошим человеком. Все мы понимаем, откуда должен быть источник этого шага […], но я не представлял, что он пойдет на этот шаг. Во-первых, он не был слабым парнем, он был крепким парнем, я не представляю, что он мог пойти на такой шаг. Значит, были такие основания, что он пошел на это», — в беседе с Радио Азатутюн сказал глава села Бжни.
На вопрос Радио Азатутюн, что он имеет в виду, Матевосян ответил: «Что мы имеем в виду, этого я не скажу».
На замечание Радио Азатутюн, что в прессе циркулируют слухи о том, что все это связано с уголовным делом о событиях 1 марта, по которому Арутюнян был главным свидетелем, глава села Бжни ответил: «Я не могу решать, связано это или нет, потому что я маленький человек, следствие все это выяснит».
Глава сельской администрации рассказал, что Арутюнян часто приезжал в Бжни, выращивал у себя деревья, держал птиц. Он встретил его 20 дней назад, тот делал покупки в магазине стройматериалов.
Жители Бжни, некоторые из которых лично были знакомы с Айком Арутюняном, с болью восприняли весть о его смерти. Однако ни один их них не связал его смерть с делом «1 марта».
Напомним, судебное разбирательство по делу, выделенному из уголовного дела «1 марта» в отдельное производство, возобновилось 12 сентября. Подсудимыми по данному делу являются второй президент Армении Роберт Кочарян и его подчиненные: Сейран Оганян, Юрий Хачатуров и Армен Геворкян. На прошлой неделе, когда в суде рассматривался вопрос освобождения Роберта Кочаряна из-под ареста, экс-президент заявил, что в те дни 2008 года он общался с несколькими лицами, в числе которых был бывший начальник полиции Айк Арутюнян.
«Одним из этих 3-4 человек был спикер Национального Собрания Тигран Торосян, с которым я согласовал, обсудил указ о чрезвычайном положении, на встрече был также Серж Саргсян, я также позвонил ему, согласовал с ним указ как с премьер-министром, Айк Арутюнян – начальник полиции, который в своих показаниях говорит, что поставил меня в известность по части каких-то действий, и Армен Геворгян, которому я поручил подготовить указ о чрезвычайном положении», — сказал Кочарян.
Айк Арутюнян всю свою жизнь работал в правоохранительных органах. В 1999-2003 годах занимал должность министра внутренних дел, в 2003–2008 годах — начальника полиции. Он был освобожден от этой должности через два месяца после событий 1 марта, в мае 2008 года. Арутюнян был уволен из системы в 2014 году, когда указом президента Сержа Саргсяна был освобожден от должности начальника Уголовно-исполнительного управления согласно собственному заявлению.
Фото — Радио Азатутюн