Сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны жестче требовать от сторон соблюдения соглашений о режиме прекращения огня, подписанные в 1994-95гг, заявил в интервью «Айкакан жаманак» российский дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Владимир Казимиров, который с 1992 года руководил посреднической миссией России в переговорах по урегулированию Карабахского конфликта, а в 1994-1996 гг. был представителем РФ в Минской группе ОБСЕ.
«Опыт молодых государств и сторон конфликта ещё не велик, не достаточен для строгого выполнения своих обязательств. Более того, одна из сторон с 1993 г. не выполняла первоочередных требований 4 резолюций СБ ООН («незамедлительно прекратить огонь»), не раз срывала краткие перемирия в надежде взять верх силой. Оказавшись в итоге в ущербном положении после фактического поражения в войне, она нуждается теперь в напряжённости и инцидентах, чтобы грозить реваншем, обманывая собственный народ псевдопатриотизмом и воинственной риторикой, угрозами, столкновениями на линии соприкосновения. Она регулярно нарушает и такие базовые принципы ОБСЕ, как неприменение силы и мирное разрешение споров. Широко известна проба сил, учинённая этой стороной в апреле 2016 г., но в итоге ей пришлось пойти на договорённость в Москве по линии Генштабов. Три сопредседателя подтвердили свое требование выполнять соглашение 1994 г. о прекращении огня», — сказал Владимир Казимиров.
Касаясь статуса Арцаха как стороны этого конфликта и, следовательно, участника переговоров по его урегулированию, российский дипломат напоминает, что он давно признан. «На этот счёт известны документы высших форумов ОБСЕ в Будапеште (1994) и Стамбуле (1999). Но Баку использует любую ситуацию, которая так или иначе позволяет ему на фоне своих прежних неудач выказать свой характер и волю. Когда-то для этого сгодилась даже героизация убийцы армянского офицера в Будапеште, потом проба сил 2016 г., а теперь ещё один каприз — не допускать участия НК в переговорах. Причём нынешняя позиция официального Баку абсурдно расходится с его же прежним подходом к этому вопросу — нелепа и смешна. Ведь после падения Агдама летом 1993 г. военный руководитель Азербайджана С.Абиев сам выходил именно на Степанакерт (а не на Ереван), звонил туда по телефону, слал письма. Представители Баку по собственной инициативе проводили встречи с руководителями НК (тот сам никогда не выходил на Баку). На этот счёт есть десяток документов, фотографически приведённых в моей книге «Мир Карабаху».
Переговоры при посредничестве России шли всегда с участием всех трёх сторон, а затем таким же образом в рамках МГ ОБСЕ (до апреля 1997 г.). Иначе говоря, Баку признавал НК де факто стороной конфликта и участником переговоров. В ОБСЕ нет решений о неучастии НК в переговорах. Запоздалые попытки Баку противопоставить Степанакерту азербайджанскую общину НК просто не состоятельны — у неё нет ни одного из необходимых признаков стороны конфликта», — подчеркивает бывший сопредседатель МГ ОБСЕ, отмечая, что Баку хочется оставить за собой решение данного вопроса, но его позиция явно не в ладах с его прежней линией и с решениями ОБСЕ. Ради эффективности переговоров стоит регулярно, систематически публично показывать попытки Азербайджана блокировать полноценные переговоры в наиболее естественном формате, чтобы абсурдность такого подхода была видна всем. Ведь результативность переговоров прямо зависит и от их формата. «В современной дипломатии необходима инклюзивность участия всех сторон конфликта в усилиях по его урегулированию», — считает Казимиров.
Читайте также
Отвечая на вопрос о том, на что рассчитывает Азербайджан, и неужели там не понимают, что даже если они одержат победу, то это будет Пиррова победа, российский дипломат сказал:
«Никакого права возобновить военные действия никто не имеет — это противоречило бы и Уставу ООН, и принципам ОБСЕ. Не получится использовать как предлог и контроль армянских сил над рядом районов, принадлежавших Азербайджану — ведь эти вопросы (наряду со статусом и безопасностью НК) являются предметом переговоров. К тому же самоочевидно и происхождение этой проблемы — из-за нежелания АР прекратить военные действия, вопреки 4 резолюциям СБ ООН. Нелегко Баку ссылаться и на эти резолюции, ибо сам он и не выполнял их первоочередные требования прекратить военные действия, причём незамедлительно! К тому же современная вооружённость сторон означает неизмеримо больше жертв, чем в 90-е годы. Да и азербайджанскому народу новый вооружённый конфликт означал бы огромные потери и бедствия, хотя вряд ли позволит надеяться хотя бы на Пиррову победу».
При этом, однако, Владимир Казимиров уклонился от конкретного ответа на вопрос о российских поставках оружия режиму Алиева.
Фото — «Айкакан жаманак»