48-страничный секретный доклад Центрального разведывательного управления (ЦРУ), подготовленный в августе 1988 года и с некоторыми помарками раскрытый в 2012 году, был озаглавлен «Беспорядки на Кавказе и вызовы национализма». Несмотря на давность, в нем содержится интересный анализ по Арцахскому конфликту с точки зрения спецслужб США.
Аналитик ЦРУ в предисловии пошел по следам источника Арцахского конфликта: «Враждебность между противоборствующими армянской и азербайджанской сторонами существовала сотни лет. А после подчинения в 1920-е годы Азербайджанской Республике культурного и религиозного центра Армении – Нагорного Карабаха, эта враждебность стала для армян источником постоянного, хотя долгое время и скрываемого разочарования и тревог. Враждебность азербайджанцев к армянам усилилась, будучи обусловленной политическими, экономическими и демографическими изменениями, которые оказали негативное влияние на политический статус Азербайджана и увеличили разрыв в уровне жизни между Азербайджаном и Арменией. В частности, быстро растущее молодое взрослое население Азербайджана оказало большое давление на способность республики обеспечить адекватные рабочие места, жилье и образование. Азербайджанское разочарование нашло свое отражение в нападениях на армян».
Безымянный аналитик ЦРУ сообщил, что еще больше усугубил ситуацию раскол в Политбюро по урегулированию Арцахского кризиса. Второй секретарь Лигачев и председатель КГБ Чебриков были сторонниками жесткой линии, которые решительно выступали против отделения Арцаха от Азербайджана. Они не были согласны с реформами Горбачева и обвиняли иностранные державы в разжигании беспорядков в Советском Союзе.
Когда два видных армянских писателя, Сильва Капутикян и Зорий Балаян, встретились с Горбачевым в Москве в феврале 1988 года, они сообщили, что он хорошо осведомлен и заверил, что желает «справедливого решения». Он признал «мирный характер [армянских] демонстраций и подчеркнул свои личные симпатии желанию воссоединить Нагорный Карабах с Арменией…».
Читайте также
После того, как армянские делегаты вернулись в Ереван, во время радиопередачи 27 февраля 1988 года Капутикян призвала армян доверять Горбачеву. «Он знает и понимает нашу проблему и хочет решить ее лично… Мы должны сделать все возможное, чтобы не навредить ему», – объявила Капутикян.
Что касается беспокойства Советского Союза по поводу иностранного вмешательства, особенно американских армян, во внутренние волнения в Советском Союзе, аналитик ЦРУ сообщил: «Последние беспорядки, похоже, заставили советских государственных деятелей больше бояться роли иностранных игроков в Нагорно-Карабахской проблеме. Сегодня около 60 процентов из 5,5 миллионов человек говорящих в мире на армянском языке живет за пределами Советской Армении, около 1,4 миллионов – в СССР, и 2 миллиона за рубежом. На сегодняшний день армянские эмигранты считают своим историческим угнетателем больше Турцию, чем Россию, и не принимают активного участия в деле смены советской системы или внесении изменений в советскую политику. В Москве обеспокоены тем, что отношение Диаспоры может стать крайне критическим в отношении СССР и что армяне Соединенных Штатов, в частности, могут превратиться в мощную группу антисоветского давления. Советские власти остерегаются большой концентрации армян в Калифорнии и Нью-Йорке, штатах, обладающих значительным числом избирательных голосов, которые активно оспаривались на предыдущих президентских выборах».
В сноске к предыдущему абзацу аналитик ЦРУ отметил, что «в Соединенных Штатах проживает не менее 600.000 армян. Девяносто процентов армян, эмигрировавших из Советской Армении, прибыли в Калифорнию. Армянская община Лос-Анджелеса является самой большой (100.000) за пределами Еревана. Около 70 000 армян, в основном прибывших из Ливана и Ирана, живут в районе Нью-Йорка.
Аналитик ЦРУ добавил: «Москва может беспокоиться о том, что иностранные армянские террористические группы, такие как Армянская секретная армия освобождения Армении (АСАЛА), могут взять на мишень Советский Союз, хотя у нас нет доказательств в достоверности этого. До сих пор СССР мало была заметной в вооруженной борьбе АСАЛА со смешанной марксистской идеологией, доминирующее крыло АСАЛА считает Советскую Армению освобожденной территорией, и эта группировка концентрирует свои атаки исключительно на турецких чиновников. Фактически, АСАЛА в конечном итоге хотела бы, чтобы «армянские области», которые сейчас находятся в Турции и, вероятно, в Ираке [?], видеть воссоединенными с Советской Арменией. Кроме того, АСАЛА в настоящее время находится на этапе паузы, и ее лидер был убит 28 апреля [1988]. Тем не менее, в начале апреля АСАЛА направила Горбачеву послание в сдержанных формулировках в целях содействия воссоединению Карабаха с Арменией, при этом специально подчеркнув, что Армения является неотъемлемой частью СССР и стремится только исправить границы, а не выдвигать требования к Москве».
Наконец, аналитик ЦРУ объяснил позицию Турции по Карабахскому конфликту «Хотя турецкое правительство открыто не поддержало Азербайджан, однако беспокойство Турции по поводу возрождения армянского национализма заставило Анкару отдать симпатии Баку». Когда в феврале [1988 года] начался кризис, представители правительства Турции публично заявили, что международные договоры дают Анкаре право голоса в этом кризисе, явно ссылаясь на договор, заключенный между СССР и Турцией в 1921 году, который привел к переходу Нагорного Карабаха и Нахичевана к Азербайджану. Несомненно, Турция опасалась, что передача Нагорного Карабаха Армении разожжет аппетиты армян и приведет к изменению статуса Нахичевана и усилению давления для получения бывших армянских районов Турции. Официальные лица Турции, возможно, также отметили, что некоторые из самых экспансионистских армянских требований «Великой Армении» основаны больше на исторических претензиях, чем на этническом составе пострадавших районов. Таким образом, некоторые армяне потребовали возвращения Нахичевана, хотя в настоящее время число азербайджанцев намного превышает число армян, проживающих на этой территории. Используя подобные исторические критерии, армяне могут предъявить претензии даже на некоторые приграничные участки Турции, где в настоящее время проживает всего 50 000 армян».
Аналитик ЦРУ подвел итог в своем докладе, обрисовав пять вариантов, которые имел СССР для решения Арцахского конфликта:
1) «Сохранение статус-кво»;
2) «Осуществление дополнительных экономических уступок» армянам;
3) Усиление «автономии Нагорного Карабаха в составе Азербайджана»;
4) Расширение «отечественных культурных учреждений», из числа действующих вне пределов [автономии];
5) «Реорганизация Нагорного Карабаха», с разделением его между Арменией и Азербайджаном.
Арут Сасунян
Издатель и редактор www.TheCaliforniaCourier.com
Перевод Рузанны Авагян