«Не обращайте слишком много внимания на пресс-конференции Виталия Баласаняна, ну, человек теперь, выдвинул какие-то вопросы, на чем-то сделал акценты. Словно жизнь нашей страны вращается вокруг абсурдной повестки, озвученной Виталием Баласаняном», – так отреагировал вчера председатель Постоянной комиссии Национального Собрания по обороне и безопасности Андраник Кочарян в ответ на заявления бывшего секретаря Совета безопасности Арцаха Виталия Баласаняна.
Баласаняна интересовало, будет ли он вызван на заседание следственной комиссии по апрельским событиям. Кочарян сказал: «Мы не вызовем по той простой причине, что Виталий Баласанян не мог иметь какие-либо правомочия во время апрельских событий, потому что он не был в системе управления вооруженными силами». Он был давно демобилизован, и должность он получил позже, после апрельских событий. Так что, то, что было представлено – все приняли участие в событиях, поддержали наших парней на передовой, в том числе и Виталий Баласанян, а также ветераны-добровольцы, уже в возрасте, и никто из них в результате этого не стал каким-то новым эпизодом героизации. Виталий Баласанян описал эпизод, где он, по сути, как я понимаю, поскольку я человек, стоявший у истоков формирования армии, не представляю, как мог человек, не являющийся представителем армейской структуры, отдавать приказы армейским структурам и эти приказы выполнялись. В таком случае возникает вопрос: чем же был занят командир корпуса? Каждый из вас может сказать: пошел, сказал – тащите сюда, выкатят эту пушку, прицельтесь и стреляйте. Извините, здесь словно, со слов Виталия Баласаняна, у нас армии и не было. Бывший военный не может выполнять обязанности действующего военного, он может помогать своими советами. То, что описывал Виталий Баласанян – пошел, приказал выкатить пушку, стрелять, не может этого быть. И что после этого говорил Виталий Баласанян, меня совершенно не интересует».
На вопрос, и в таком случае не возникает необходимости позвать его, Андраник Кочарян ответил, что необходимость в этом возникла, когда один из известных бывших оппозиционных политиков сказал, что Виталию Баласаняну следует присвоить звание дважды героя в связи с этими событиями: «В таком случае возникает вопрос – за какое геройство? Если это связано с апрельскими событиями, я предложил комиссии, что если есть какая-то героизация, о чем неизвестно, пригласим в комиссию. Но он вроде сказал, что не намерен … в юридической плоскости, если возникнет намерение задать ему вопросы из ССС, он не намерен приезжать, потому что он гражданин Республики Арцах. Я это нехорошо понял. Этот эпизод, кажется, стал поводом для спекуляций, пригласим в комиссию, если он почувствует в этом необходимость, пусть приходит, если не придет, комиссия передаст вопросы руководству АО: возможно ли, что такое имело место, если имело место, это означает, что у нас были серьезные проблемы в управлении АО того времени».