Владимир Путин — большой победитель в сирийском хаосе. Под таким заголовком французская газета Le Monde публикует материал о ситуации в Сирии и турецкой операции на севере страны, передает Международное Французское радио RFI.
Благодаря уходу американцев Москва стала главным посредником между своим сирийским союзником Асадом, курдами и Турцией. Война в городе Манбидж на севере Сирии, которая могла бы стать кровопролитной, вероятнее всего, не состоится, и этим мы обязаны Владимиру Путину, — пишет Le Monde. 15 октября в ходе визита российского президента в Абу-Даби его окружение дало понять, что такое столкновение будет «неприемлемым». Анкара отступила, позволив проправительственным сирийским силам войти в населенный пункт.
Три года спустя после падения мятежных районов Алеппо, которому способствовала российская военная операция, Путин вновь стал хозяином ситуации. Он стал арбитром хаоса и намерен добиться объединения Сирии вокруг Башара Асада, безусловно, неудобного диктатора, но на данный момент, по мнению Москвы, неустранимого, — отмечает французское издание.
«Путин стал главным посредником в конфликте, потому что у него имеются рычаги воздействия на всех его участников», — цитирует Le Monde близкого к оппозиции сирийского аналитика Самира Альтаки. Между тем режим Ассада видит в сложившейся ситуации возможность вернуть себе за несколько дней гораздо больше влияния, чем за все восемь лет конфликта. И это почти без боя. Французская газета полагает, что этот сценарий был бы невозможным без невольного соучастия Турции.
Читайте также
Дональд Трамп — не единственный политик, который своим твитом о выводе американских войск дал зеленый свет туркам для начала военной операции. Турецкое наступление допустил и Владимир Путин, хотя сделал он это с меньшим шумом, но не с меньшей эффективностью. Российский президент предположил, что действия Анкары принесут ему выгоду, — отмечает Le Monde.
Газета сообщает, что переговоры между турецкими силами, курдами и Дамаском прошли при участии высокопоставленных российских представителей на российской авиабазе Хмеймим, а также в аэропорту Камичлие. Провластный российский эксперт Федор Лукьянов считает, что достигнутое соглашение соответствует «идеальному сценарию». В последние годы Кремль неоднократно пытался убедить курдов — под определенные гарантии — перейти под опеку сирийского режима. С отступлением американцев этот сценарий стал возможным.
Французская газета отмечает, что в сложившейся ситуации Москва добилась еще одного успеха: растущего недоверия между Анкарой и НАТО. Отношения с альянсом ухудшились на фоне решения Турции приобрести российские С-400. Решение европейских стран, в том числе Франции, наложить эмбарго на продажу Анкаре вооружения в связи с операцией в Сирии может еще больше подтолкнуть Эрдогана к сближению с Москвой.
Однако дипломатический успех России остается хрупким. Эрдоган, наблюдающий за тем, как улетучивается его мечта о переселении из Турции на север Сирии 3,5 миллионов беженцев, возможно, еще не сказал своего последнего слова. В ближайшие дни планируется его визит в Москву, — сообщает Le Monde. Владимиру Путину придется быть осторожным, чтобы не оттолкнуть турецкого коллегу. Он ему необходим в разрешении ситуации в Идлибе, который является последним оплотом сирийских оппозиционеров и где действует шаткое перемирие.
Над северо-востоком Сирии нависли и другие угрозы, такие как столкновение между сирийской армией и курдскими Отрядами народной самообороны, сведение счетов между курдами и арабскими племенами, а также возрождение ИГ. Так что Путину придется, по словам аналитика Самира Альтаки, «научиться плавать в этом болоте, которое может быстро превратиться черную дыру». «Впрочем, Россию, которая бомбила Идлиб и Алеппо, особо не волнует состояние Сирии, — считает Le Monde. — Ee действия направлены на то, чтобы вытеснить из региона Запад и его союзников».
Резолюция 2254 Совета безопасности ООН, тщательно согласованная Соединенными Штатами, Францией и Великобританией, с призывом к созданию в Сирии переходного органа власти, проведению свободных выборов и принятию новой Конституции была сокращена под давлением Москвы. В документе остался лишь третий пункт, наименее вредный для Башара Асада.
Четыре года спустя после начала введения войск в Сирию Путин приблизился к своей цели. На равнинах Манбиджа и Кобане уже нет американских солдат. Им на смену теперь пришел российский спецназ.
Фото — RFI