Тоскующий по «предметным переговорам» министр иностранных дел Азербайджана «несколько разочарован»
Министры иностранных дел Армении и Азербайджана согласились встретиться еще раз до конца этого года, говорится в заявлении, распространенном на прошлой неделе сопредседателями Минской группы ОБСЕ по итогам визита в регион – в Армению, Азербайджан и Арцах. Согласно заявлению, премьер-министр Армении и президент Азербайджана передали посредникам информацию о беседе, состоявшейся во время недавнего заседания Совета СНГ в Ашхабаде, и представили свои идеи по продвижению урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Сопредседатели США, Франции и России также приветствовали перспективу внедрения специальных гуманитарных мер и мер безопасности для подготовки народов к миру и снижения напряженности.
Официальный Баку, похоже, «несколько разочарован» ходом переговоров. Пока сопредседатели подводили итог региональному визиту, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в интервью российской газете «Известия» поспешил заявить, что он «несколько разочарован» переговорами с министром иностранных дел Армении Зограбом Мнацаканяном в сентябре в Нью-Йорке. Мамедъяров сказал, что последние встречи с армянской стороной не были «предметными» и «были не переговорами, а встречами». «Мы все еще ждем результатов. Если мы хотим двигаться вперед, мы должны начать то, что я люблю называть субстантивными переговорами, то есть предметными переговорами».
За последний год министры иностранных дел Армении и Азербайджана встречались семь раз, но эти встречи, по словам Мамедъярова, пока не являются переговорами: «Да, мы вели переговоры, но минские сопредседатели в один момент сказали: а вот, понимаете, военные действия на линии соприкосновения…». Затем Мамедъяров возразил сопредседателям, заявив, что ситуация на линии соприкосновения в последние годы всегда была напряженной, но «это не мешало сторонам вести предметные переговоры». «И все равно мы могли решать задачи, двигаться вперед и вели достаточно серьезные, постатейные переговоры о том, каким образом решать текущие вопросы». «Решать текущие вопросы» министр иностранных дел Азербайджана понимает следующим образом: «урегулирование текущих вопросов»: «В первую очередь договориться, чтобы военные вернулись обратно в свои казармы, а люди, изгнанные из мест постоянного проживания, вернулись домой. И только после этого можно будет решать все остальные вопросы».
Читайте также
Мамедъяров настаивал на том, что эти принципы изложены в документе, который сегодня находится на столе переговоров: «Мы начали переговоры в Праге, а затем появился мадридский документ, который был слегка изменен. Затем появился Казанский документ. Мадридский документ периодически реформируется, но в принципе остается основой для переговоров. И мы все время говорим нашим сопредседателям: мы никуда не денемся, надо сидеть и предметно вести переговоры с Ереваном по документу, который сегодня находится на столе»:
Выходит, официальный Баку недоволен, когда посредники поднимают вопрос напряженности на границе и прекращения военных действий. То есть, по представлению властей Алиева, «предметные переговоры» должны продолжаться, но параллельно с этим Азербайджан должен иметь право, когда сочтет это удобным, провоцировать, обострять ситуацию, организовывать диверсии и все это параллельно с «предметными переговорами».
Судя по всему, Азербайджан недоволен тем, что армянская сторона не вступает в поле «предметных переговоров», пока Азербайджан не возьмет на себя ответственность не обострять ситуацию на границе.
16 октября Президент Республики Арцах Бако Саакян принял сопредседателей Минской группы ОБСЕ и личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика. Были обсуждены вопросы, связанные с урегулированием азербайджано-карабахского конфликта, ситуацией на границах Арцаха и Азербайджана. «Президент Саакян в очередной раз подтвердил приверженность официального Степанакерта мирному урегулированию конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ, вновь подчеркнув необходимость восстановления полноценного переговорного формата и участия Нагорного Карабаха во всех этапах урегулирования конфликта», – говорится в пресс-релизе, опубликованном администрацией президента Арцаха.
Кстати, после встречи с Бако Саакяном сопредседатель Минской группы ОБСЕ Игорь Попов заявил, что они представили свои подходы и взгляды на вопросы гуманитарной помощи, которые обсуждались в ходе недавней встречи премьер-министра Армении и президента Азербайджана в Вене. «Мы затронули вопросы, вопросы, касающиеся взаимных визитов журналистов, а также вопросы, касающиеся находящихся в заключении граждан. Есть некоторые идеи, работа продолжается. Недавно наша тройка была также в Женеве, где мы встретились с президентом Международного комитета Красного Креста (МККК) Питером Мауэром, с которым обсудили эту тему. Что касается переговорного процесса, то при согласии министров иностранных дел двух стран мы предусматриваем, что она может состояться в декабре в рамках конференции в Братиславе, столице Словакии. В случае такого желания, мы готовы организовать эту встречу», – сказал И. Попов. Отвечая на вопрос журналиста, как он прокомментирует заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева в Сочи о том, что Арцах – это Азербайджан, Попов сказал, что свою оценку по данному вопросу уже высказал МИД России.
Таким образом, Баку вновь сделал темой обсуждений азербайджанское представление о том, как должны продолжаться переговоры, то есть, после каких шаги они соизволят переговариваться. Подход официального Баку заключается в следующем: «Беженцы возвращаются на свои земли», «армянские войска уходят», параллельно этому «иметь карт-бланш на провокации начало военных действий»…
Вот каковы детали «предметных переговоров» в представлении властей Азербайджана, вокруг которых они предполагают обсуждения с армянской стороной. А, например, о статусе и безопасности Арцаха, они даже слова не хотят упоминать о таких вопросах.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
24.10.2019г