20 лет назад, в этот день, 27 октября, в Национальном Собрании был совершен террористический акт, который изменил Армению, предопределил развитие событий в стране на последующие годы.
27 октября 1999 года в Ереване, когда во время очередной сессии Национального Собрания Армении, перед процедурой вопросов и ответов, во время нахождения на трибуне министра финансов Армении Левона Бархударяна, в зал ворвались вооруженные люди. Они потребовали от депутатов отключить сотовые телефоны и лечь на пол. Террористы, по свидетельству очевидцев, пребывали в крайне возбужденном состоянии и заявили, что совершают государственный переворот. Лидер боевиков Наири Унанян подошел к премьеру Вазгену Саргсяну и бросил ему в лицо: «Хватит пить нашу кровь», на что тот ему спокойно ответил: «Всё делается ради тебя и будущего твоих детей», в ответ Унанян открыл огонь.
По свидетельству присутствовавших на заседании журналистов, огонь был направлен в сторону премьер-министра Вазгена Саргсяна и спикера НС Карена Демирчяна, оба они погибли. В результате теракта погибли также вице-спикеры НС Юрий Бахшян и Рубен Мироян, министр по оперативным вопросам Леонард Петросян, депутат Армен Арменакян и академик Национальной Академии наук Армении депутат Микаел Котанян. Еще один депутат — председатель редакционного совета газеты «Айастан» («Армения») Генрик Абраамян, находившийся в здании парламента в момент теракта, умер от сердечного приступа. Стрельба была слышна на улицах за стенами парламента. Через полчаса после первых выстрелов к зданию парламента стали стекаться люди и подъезжать машины скорой помощи и полиции. Здание окружили подразделения внутренних войск. Группа террористов взяла в заложники депутатов и членов правительства. Террористы, удерживавшие в зале заседаний Национального Собрания около 50 депутатов и министров, потребовали, чтобы для переговоров к ним прибыл лично президент Армении Роберт Кочарян.
Один из террористов Наири Унанян — бывший журналист, бывший член АРФД Дашнакцутюн, был активистом студенческого движения 1988—1990 годов, участвовал в молодежных забастовках и манифестациях на заре карабахского движения.
Читайте также
В тот же день начались прямые переговоры между главарём террористов Наири Унаняном и президентом Робертом Кочаряном. У террористов было два требования: выйти в прямой эфир и второе — чтобы им дали возможность сдаться и гарантировали справедливый суд.
28 октября началось освобождение заложников из парламента. Члены вооруженной группы были арестованы и переправлены в Министерство национальной безопасности Армении. В генеральной прокуратуре Армении было возбуждено уголовное дело по статье 61 Уголовного кодекса (террористический акт); предварительное следствие проводила следственное управление прокуратуры.
Указом тогдашнего президента Армении, ныне обвиняемого по статье за свержение конституционного строя в рамках «дела 1 марта», Роберта Кочаряна от 28 октября была создана государственная комиссия, которую возглавил сам Кочарян. Другим указом президента с 29 по 31 октября 1999 в республике объявлялся траур. Террористы содержались в СИЗО МНБ. Это — Наири и его младший брат Карен Унанян, а также Эдуард Григорян, Врам Галстян и Дереник Беджанян.
30 октября премьер-министр РФ Владимир Путин находился в Армении с 5-часовым визитом, в ходе которого он принял участие в траурных мероприятиях, посвященных видным политическим деятелям, погибшим в парламенте.
Траурная церемония поминовения прошла 31 октября в здании Национального театра оперы и балета имени Ал. Спендиарова.
Уголовное дело по событиям 27 октября если по части исполнителей закрыто, а члены вооруженной группы получили длительные тюремные сроки, то по части организаторов, вдохновителей и политических заказчиков вопросы остаются открытыми.
В армянском обществе циркулируют две неофициальные версии произошедшего, дополняющие друг друга.
Первая — внешний фактор, т.е. теракт организован спецслужбами стран, имеющих жизненные интересы в регионе. В качестве таковых назывались США и Россия. Эта версия была основана на том, что в ноябре 1999 года в Стамбуле должен был состояться саммит ОБСЕ, и на нем главы Армении и Азербайджана намеревались подписать некий документ. Одним из предложений посредников по решению карабахской проблемы являлся вариант территориального обмена, согласно которому Азербайджан уступал Армении Лачинский коридор, соединяющий ее с Арцахом, а взамен получал часть территории Мегринского района, создающую такой же коридор в Нахичеван. Этот вариант вызвал активное неприятие большинства армянских политиков. Особенно активно против него выступали премьер Вазген Саргсян и спикер Карен Демирчян. После теракта в парламенте Армении на саммите в Стамбуле документы подписаны не были.
Вторая — заговор окружения президента Армении Роберта Кочаряна. Еще в ночь после теракта стали усиленно распространяться слухи, что главой заговора и инициатором убийства лидеров правящего блока является президент Армении Роберт Кочарян. На основании показаний Наири Унаняна 16 декабря были арестованы советник президента Алексан Арутюнян, а затем еще ряд сторонников президента Армении Роберта Кочаряна. В адрес самого президента прозвучали практически открытые обвинения в причастности к теракту. Недавно назначенный премьер Арам Саргсян, Ваан Ширханян, сын погибшего спикера Степан Демирчян и ряд других высокопоставленных политиков на пресс-конференциях не стеснялись в обвинениях в адрес президента и его сторонников. Постепенно, используя ошибки своих оппонентов, президенту удалось консолидировать власть. Однако вопрос о том, существует ли организатор парламентских убийств, не входящий в группу Унаняна, остается открытым. Многие в Армении верят, что им является бывший президент Армении Роберт Кочарян.
Радио Азатутюн сообщало, что члены координационного совета движения «Легитимный президент-2008» Гарник Маргарян, Людмила Саргсян и Гурген Егиазарян обратились к Генпрокурору Армении Агвану Овсепяну с письмом, в котором требуют возбудить уголовное дело в связи с публикацией в газете «Айкакан жаманак» материала, касающегося депутата НС Армении Сашика Саргсяна, брата президента Сержа Саркисяна. «Несколько дней назад брат Сержа Саргсяна Сашик Саргсян, во время похорон в Санкт-Петербурге племянника известного криминального авторитета Тевосика, в присутствии десятков людей заявил: «Мы стольких людей в парламенте не для того положили, чтобы сегодня вот так просто отдать власть другим», — написала «Айкакан жаманак» 27 декабря 2007 года. «Письмо сформулировано следующим образом: на страницах СМИ опубликовано сделанное в Санкт-Петербурге заявление Сашика Саргсяна о событиях, касающихся теракта 27 октября, — сказал журналистам лидер партии «Родина и Честь» Гарник Маргарян. — Газета уже заявила, что она права, и у нее есть для этого все основания. Надо пригласить Сашика Саргсяна и потребовать у него объяснений по факту заявления». «Мы требуем в рамках закона пригласить, и если это так, то присоединить это заявление к прекращенному делу «О 27 октября», и, как участника, как подстрекателя призвать к ответственности. Если же нет, то выяснить до конца».
Газета «Айк» писала, что, несмотря на то, что это заявление было опубликовано многочисленными СМИ, со стороны Генпрокуратуры Армении до сих пор никакой реакции нет.
Как отмечалось в газете «Айкакан жаманак», заявление Сашика Саргсяна вызвало большой шум, но так и не было опровергнуто. После этого, пишет «АЖ», «Серж выслал своего брата на другое полушарие, чтоб его духу до окончания выборов в Армении не было и, дабы еще что-нибудь не сболтнул. Теперь он в Лос-Анджелесе». «Но как может молчать ставший благодаря брату миллионером нувориш Сашик, когда ему море по колено? И вот, там, в Лос-Анджелесе, его спросили, действительно ли он такое говорил? Видимо, после первого раза брат-премьер упрекнул его: «Ты ж не осёл?», и «перевоспитавшийся» Сашик в ответ на заданный в Лос-Анджелесе вопрос ответил буквально следующим образом: «Я ж не осёл, такое говорить… Зачем мы должны грехи Роба брать на себя?» — пишет «Айкакан жаманак» и заключает: «Таким образом, Сашик сделал первую серьёзную заявку на то, чтобы быть вовлеченным как обвиняемый или, в крайнем случае, как серьезный свидетель по «делу 27 октября».
По истечению 20 лет главарь террористов Наири Унанян решил воспользоваться правом ходатайства об условно-досрочном освобождении, чтоо вызвало, мягко говоря, недоумение в обществе, а министр юстиции Рустам Бадасян прямо заявил о невозможности такого развития.
Напомним, после этого независимый депутат Национального Собрания Арман Бабаджанян в присутствии руководства УИУ «Ереван-Кентрон» («подвал КГБ») встретился с Наири Унаняном, встреча длилась 2 часа. Бабаджанян в этот же день дал ряд интервью разным СМИ, заявив, что от Унаняна получил ответы на ряд вопросов, которые иначе отражены в уголовном деле. В политически активной армянского общества зреет требование возобновить «дело 27 октября» — дело о «расстреле армянской государственности».
Сегодня намечены государственные мероприятия, посвященные памяти погибших государственных деятелей.