Осенью 2000 года в Хельсинки я увидел, как пассажир заплатил таксисту банковской картой. Это было время, когда на армянских ярмарках все еще были люди, которые расхаживали между рядами и выкрикивали «куплю-доллары-рубли», когда зарплаты в основном выплачивались наличными, когда в столице были установлены единичные банкоматы.
А в 2001 году, когда в аэропорту Сан-Франциско меня спросили, сколько денег я провожу с собой, я посчитал их и сказал – 1000 долларов, и девушка-таможенница с удивлением спросила: «Наличными?». Она уже хотела вывести меня из очереди, но потом взглянула на мое лицо, вероятно, поняла, что я вряд ли заниматься отмыванием денег, и попросила пройти. В то время у меня не было никаких банковских карт.
За 20 лет прогресс в этой области, конечно, очевиден. Прежде всего, большинство граждан, в том числе и я, получают зарплату на карту, и мы, естественно, заинтересованы в покупках и платежах безналичным путем, потому что при обналичивании в банкоматах мы теряем деньги.
Государство также крайне заинтересовано в ограничении оборота наличности и, похоже, намеревается предпринять шаги в этом направлении. В частности, с 1 января в Ереване компании с 10 и более работниками должны платить зарплату только безналичным способом (если закон вступит в силу). Понятно, что когда я получаю зарплату таким образом, любые мои расходы становятся прозрачными. Либо я должен совершать покупки так, либо (что для меня менее желательным) обналичивать деньги в банкомате. Но в обоих случаях мои расходы становятся прозрачными. (Помните, как в американских фильмах люди, находящиеся в розыске, попадаются, как только их карточка попадает в банкомат или терминал?).
Читайте также
Но проблем, конечно, много. Я уверен, что многие люди предпочитают делать покупки в супермаркетах по той причине, что там они точно могут расплатиться картой (а также получить кассовый чек), что является дополнительным «конкурентным преимуществом» по сравнению с киосками и небольшими магазинами, где, как правило, терминалов нет. Их также нет и в большинстве «заведений», в отличие от «солидных» кафе и ресторанов в центре города. Также нет и на «обычных» АЗС и газозаправках. За пределами Еревана существует также проблема и с качеством интернет-связи, даже если владельцы коммерческих, сервисных и ресторанных предприятий стремятся работать прозрачно и принимать безналичные платежи.
Словом, если имеется обязательство, чтобы заработная плата была безналичной, то такое же обязательство должно быть, чтобы имелась возможность осуществлять безналичные платежи. В противном случае пострадают получатели зарплат.