Параллельно с принятием Палатой Представителей США резолюции, признающей и осуждающей Геноцид армян, состоялся визит главы МИД Арцаха Масиса Маиляна в Вашингтон.
Важные встречи, выступления, заявления руководителя арцахской дипломатии похоже остались в тени исторического события, тогда как они придали примечательный контекст процессу утверждения резолюции – Арцахский контекст.
Заявление МИД Азербайджана, нота протеста, которую в Баку передали вызванному в МИД американскому послу – все это было не сугубо дежурной реакцией, а выражало глубокую и небезосновательную озабоченность Баку тем фактом, что вся «пирамида» мифологии режима Алиева касательно Нагорно-Карабахского конфликта рушится.
В ответ на протест Баку в связи с тем, почему власти США выдали въездную визу «сепаратисту»-министру иностранных дел, посол США Эрл Литценбергер в азербайджанском МИД, согласно сообщению, всего лишь на простом английском пояснил, что визит Масиса Маиляна был организован рядом конгрессменов, по их же приглашению, а США продолжают поддерживать процесс в рамках Минской Группы ОБСЕ, и официальный Вашингтон не признает независимость Арцаха. Однако, тот прием, которого удостоились глава МИД Арцаха и возглавляемая им делегация в Конгрессе США и аналитических центрах, где он в рамках правил Chatham House выступил с речью и принял участие в обсуждениях по Арцахскому конфликту, дают основания Азербайджану испытать большое разочарование. И, несомненно, такое развитие будет продолжаться дальше и глубже.
Читайте также
Неразборчивость Турции, жадность и неоосманский шовинизм Эрдогана стали одним из главных зол Ближнего Востока, и такое восприятие имеет место в политических кругах Америки и Европы, что исключает сохранение старого статуса традиционных отношений Анкары с ее союзниками, которых она попросту презирает. Презирает и в ответ получает и насмешки, и презрение.
А не имеющий никакого отношения к Османской империи Азербайджан может первым пострадать от подобного рода развитий, которые уж точно не входили в расчеты и особенно в мечты Баку, тогда как Путин пока что фиксирует тактические победы одну за другой, пользуясь неразберихой в американской политике в регионе.
На фоне усиливающейся политики отрицания со стороны Турции (напомним, что Эрдоган говорил, что произошедшее в 1915 году было «единственно разумным решением»), внутриполитической мутации, беспрецедентного отмежевания в отношениях с Западом и такого же беспрецедентного сближения в отношениях с путинской Россией вопрос признания Геноцида армян для Армении и армян является не только вопросом истории и справедливости, но и, может и в первую очередь – вопрос национальной безопасности. И в этом смысле, у Армении есть необходимость гарантий безусловного исключения возможности повторения событий 104-летней давности для любой части армянства, и в первую очередь – в Арцахе.
Главными препятствиями для трансформации Нагорно-Карабахского конфликта стали Турция – со своей блокадой и односторонней поддержкой Азербайджана, а также эксплуатацией наиболее темных шовинистических и погромных инстинктов, и Россия, которая сыграла не меньшую роль в этом деле, напичкав наступательным вооружением эту мазутную бочку, а также последовательно — политически ослабляя, загаживая и изолируя Армению. Что это как политика, если не экзистенциальная угроза для двух армянских государственностей?
Когда российские «эксперты»-эмиссары в Степанакерте толкали речи о том, что арцахцы – «более правильные армяне», чем «увлекшиеся революцией» армяне в Армении, и что Арцах должен установить отдельные от Еревана отношения с Россией, сказанное премьером Пашиняном на площади в Степанакерте «Арцах – это Армения и точка» обретает новый контекст. Он означает, что пусть никто даже и не думает, что в Арцахе, вокруг Арцаха и по вопросу Арцаха будут играть в какие-то «русские игры». Арцах успел насытиться этими играми еще в ранние 90-ые, когда бандиты в российской униформе под командованием генерала Сафонова проводили операцию «Кольцо» против арцахских армян, подвергая депортации, а затем за ними следовал организованный сброд из соседних азербайджанских сел для грабежа…
Предложения конгрессменов Эдварда Ройса и Элиота Энгела, которые в мае 2016-го стали основой Венских договоренностей, продолжают оставаться пакетом наиболее эффективных мер, которые существенно изменят военно-политическую и геополитическую панораму региона. Это меры, которые впредь исключат возможность безнаказанного возобновления войны, заставят Баку отказаться от максималистской позиции, а интриги и шантаж России будет просто лишен действенных рычагов.
Министр иностранных дел Масис Маилян, которого ожидает серьезная предвыборная борьба в 2020-ом навстречу выборам президента Арцаха, и с которым связывают надежды на радикальные демократические реформы политически активные круги арцахского общества, имел возможность влиятельным американским институциям представить реалии в зоне конфликта. Они не оставляют другого исхода урегулирования конфликта, кроме как международно закрепленной де-юре сецессии (отделения) Арцаха от Азербайджана и международного признания – со всеми вытекающими из этого политико-правовыми последствиями. Именно это и вытекает из интересов регионального мира и стабильности как важной составляющей Европейской безопасности.
Тем самым, повестка армянской дипломатии в переговорном процессе по урегулированию Арцахского конфликта своим первым пунктом должна обозначить реализацию пакета Ройса-Энгела и Венских договоренностей, «мотор» которой находится в Вашингтоне. Это должно быть также включено в повестку армяно-американского стратегического диалога и придать арцахский контекст «армянским развитиям» последних недель в Вашингтоне. Это не дело вкуса, а вопрос национальной безопасности.
Фото – из официального сайта МИД Арцаха
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
05.11.2019г