Корреспондент «Голоса Америки» Йела де Франчески взяла интервью у Генерального секретара НАТО Йенса Столтенберга. Ниже следуют основные отрывки из него:
В: Североатлантический альянс был создан как защитный барьер от Советского Союза, которого больше нет. После падения Берлинской стены был относительно мирный период. Теперь идет усиление держав. Есть Россия, которая, возможно, не обладает экономической мощью, но обладает военной. И есть Китай, заявивший, что хочет обогнать Америку к 2025 году. С точки зрения НАТО, как бы вы это охарактеризовали?
Столтенберг: НАТО – самый успешный альянс в истории по двум причинам: отчасти из-за того, что нам удалось сплотиться вокруг нашей ключевой задачи, несмотря на разногласия по многим вопросам. Другая причина в том, что нам удалось адаптироваться к переменам, ведь мир меняется. На протяжении 40 лет мы занимались только одним – сдерживанием Советского Союза в Европе.
Затем произошло падение Берлинской стены, закончилась холодная война, и люди начали задаваться вопросом, есть ли необходимость в НАТО? Говорили, что НАТО нужно выходить за пределы региона, проводить операции вне своего региона, чего ранее никогда не делалось.
Читайте также
То есть либо выйти за пределы региона, либо прекратить существование.
И мы действительно вышли за пределы территории НАТО. Мы отправились на Балканы. Мы помогли положить конец кровопролитию в этом регионе.
Мы сделали еще кое-что, чего не делали раньше. Мы стали частью борьбы с международным терроризмом. После 11 сентября мы отправились в Афганистан. И с тех пор мы участвуем в разных миссиях.
Теперь НАТО снова нужно адаптироваться – отчасти из-за того, что Россия становится более напористой, незаконно аннексировала Крым. Но это также связано с тем, что мы видим новые угрозы, новые проблемы – это кибероружие, гибридное оружие, а также подъем Китая. Нужно понимать все последствия изменения мирового баланса сил для нашей безопасности.
Есть новые возможности, но есть и очевидные проблемы.
У Китая второй по величине оборонный бюджет в мире. Они модернизируют свои вооруженные силы.
Недавно были продемонстрированы новые передовые гиперзвуковые межконтинентальные ракеты. Кроме того, нам, разумеется, нужно всецело осознавать последствия.
В: Почему для НАТО важно вести политику открытых дверей и принимать в альянс маленькие страны, которые в военном плане не особенно сильны и не могут внести существенный вклад?
Столтенберг: Потому что когда наши соседи более стабильны, мы в большей безопасности. И, разумеется, когда соседи вступают в НАТО, мы получаем еще больше стабильности и безопасности. Одно из важных достижений НАТО заключается в том, что мы начинали с 12 стран, к концу холодной войны было уже 16, а сейчас скоро будет 30 – почти вдвое больше.
Это были страны Восточной и Центральной Европы, многие из которых также вступили в Евросоюз. Это значит, что в общину НАТО были приглашены сотни миллионов человек. А это способствовало созданию демократии, которая лежит в основе процветания и мира. В результате мы видим Европу более сплоченную и мирную, чем когда-либо.
В Европе на протяжении веков были нормой конфликты между европейскими странами. Потом была холодая война, полностью расколовшая Европу. Есть проблемы и сейчас: Украина, Грузия. Совершенно другие вызовы возникают тем, где есть нестабильность и где Россия подрывает суверенитет.
Но в целом с момента падения Берлинской стены произошло огромное достижение для всех, кто верит в мир, демократию и свободу, потому что Европа стала гораздо более сплоченной и мирной.
В: Как вы считаете, что стало главным вызовом для НАТО за эти 70 лет существования?
Столтенберг: Главное достижение, разумеется, в том, что благодаря НАТО стало возможным завершение холодной войны без единого выстрела в Европе. Тем самым мы создали условия для падения Берлинской стены, объединения Германии и воссоединения Европы.
В: А что является главным вызовом сейчас?
Столтенберг: Непредсказуемость. Во времена холодной войны было четко ясно, в чем состоит вызов. Сейчас же больше разных угроз и вызовов. Сложно прогнозировать. Сложно предвидеть непредвиденное. Как бы то ни было, нам нужно готовиться к непредвиденному. Вот почему нам нужно быть гибкими и готовыми реагировать в случае возникновения нового кризиса.
Фото — Голос Америки