Fact Investigation Platform (FIP). Министр иностранных дел России Сергей Лавров 11 ноября в Ереване на совместной пресс-конференции со своим армянским коллегой заявил, что Нагорный Карабах выбыл из переговоров по урегулированию конфликта решением одного «из экс-президентов Армении» (с 19։45).
https://www.facebook.com/armenpress/videos/2575395815904313/?epa=SEARCH_BOX
«На раннем этапе консультаций и последующих переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию, когда останавливались боевые действия – Нагорный Карабах был участником соответствующих договоренностей и соответствующих переговоров после прекращения огня. На каком-то этапе руководство Армении, один из предыдущих президентов принял решение, что интересы Карабаха будет представлять Ереван», — заявил глава МИД России, отвечая на вопрос журналиста Russia Today о том, как Россия относится к предложению Еревана о возвращении Карабаха за стол переговоров.
Это явно намекающее на второго президента Армении Роберта Кочаряна заявление Лаврова примечательно тем, что тема возвращения Арцаха за стол переговоров в Армении является предметом спекуляций и манипуляций.
Читайте также
Когда Арцаха выбыл из переговоров?
Так, последняя трехсторонняя встреча между представителями Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана состоялась в Москве весной 1997 года. Подробные описания этого периода содержатся в книге бывшего министра иностранных дел Вардана Осканяна «На пути независимости: большие вызовы маленькой страны» и статьях Татула Акопяна, который занимается освещением переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта.
Однако примечательно, что после последней трехсторонней встречи в Москве в 1997 году Нагорно-Карабахская Республика продолжала оставаться участником переговоров. Об этом свидетельствует тот факт, что вариант «Общего государства», предложенный Минской группой ОБСЕ 10 ноября 1998 года, адресован также Нагорному Карабаху.
Этот вариант урегулирования конфликта, подготовленный сопредседателями, адресован Армении, Азербайджану и Нагорному Карабаху. Стоит отметить, что до этого, помимо «Общего государства», сопредседатели Минской группы ОБСЕ направили трем сторонам конфликта еще два варианта урегулирования конфликта, то есть формат, когда сопредседатели вырабатывали варианты и направляли их сторонам, был общепринятой практикой и частью переговорного процесса.
Следовательно, можно утверждать, что Республика Нагорный Карабах участвовала в переговорном процессе по урегулированию конфликта до ноября 1998 года.
А уже начиная с 1999 года при втором президенте Роберте Кочаряне переговорный процесс по карабахскому урегулированию проходил по двустороннему принципу, а с 2001 года на переговорах в Париже и Ки-Уэсте Арцах был полностью вне прямых переговоров.
Как это спекулируется?
Команда второго президента Роберта Кочаряна, в лице руководителя его офиса Виктора Согомоняна, годами опровергала утверждения о том, что Арцах остался вне переговорного процесса при Роберте Кочаряне. Такие обвинения в адрес Роберта Кочаряна, в частности, были овучены первым президентом Левоном Тер-Петросяном во время митинга 1 марта 2015 года. В то время Виктор Согомонян возразил, сказав, что Арцах выбыл из переговорного процесса при Тер-Петросяне.
«Представители НКР перестали участвовать в переговорах как минимум за год до избрания Роберта Кочаряна президентом Армении. А встречи президентов Армении и Азербайджана и переговоры проводились периодически с 1990 года — параллельно Минскому процессу. Левон Тер-Петросян вел переговоры и с Аязом Муталибовым, и Абульфазом Эльчибеем, и Гейдаром Алиевым. Более того, одновременно проводились интенсивные встречи между представителями двух президентов — Жирайром Липаритяном и Вафа Гулузаде (в 1995−96 гг. состоялось 11 подобных встреч)», — говорится в противоречащей Тер-Петросяну статье Согомоняна.
Напомним, что Роберт Кочарян стал президентом Армении в апреле 1998 года, а сопредседатели Минской группы рассматривали Нагорно-Карабахскую Республику как сторону конфликта, как мы уже отметили выше, по крайней мере, до ноября 1998 года.
Это, однако, было только одним эпизодом противоречий и взаимных обвинений по этой теме, и такие «дискуссии» проходили в 2010 году и уже в 2018 году. Фактически, Сергей Лавров окончательно внес ясность в этом вопросе: Нагорный Карабах остался вне переговрного процесса решением Роберта Кочаряна.
Ваге Гукасян