Во вторник в Комитете по разведке Палаты представителей выступили Дженнифер Уильямс, Александр Виндман и Курт Волкер, передает Голос Америки.
Во вторник в Комитете по разведке Палаты представителей несколько высокопоставленных чиновников в сфере национальной безопасности, слышавших телефонный разговор президента Дональда Трампа с президентом Украины Владимиром Зеленским, дают показания по делу об импичменте.
Дженнифер Уильямс, помощник вице-президента Майка Пенса и подполковник Александр Виндман, главный эксперт Совета национальной безопасности по Украине, выступили перед законодателями на утреннем заседании. Оба выразили обеспокоенность по поводу телефонного звонка,находящегося в центре расследования предполагаемых усилий Трампа по оказанию давления на украинских официальных лиц с целью побудить их расследовать действия политических конкурентов 45-го президента США.
Открывая утреннее заседание, к его участникам обратился со вступительным словам глава комитета конгрессмен-демократ Адам Шифф. По словам Шиффа, оказывая давление на Украину с целью побудить украинских официальных лиц начать расследование действий Байденов, президент Трамп поставил свои личные и политические интересы выше интересов страны.
Читайте также
Затем выступил главный республиканец в составе кометета Девин Нунес, подвергший критике ход проводимого комитетами Палаты представителей расследования. Он назвал информатора, жалоба которого способствовала началу расследования, марионеткой в руках Демократической партии.
После этого слово было предоставлено Дженнифер Уильямс. В своем подготовленном заявлении Уильямс отметила, что нашла необычным имевший место 25 июля телефонный разговор Трампа с украинским лидером, поскольку он явно включал в себя обсуждение внутриполитических вопросов.
«Мне показалось, что она носит политический характер», – сказала она о просьбе Трампа, отметив, что за 14 лет дипломатической работы никогда не слышала ничего подобного в ходе переговоров высокого уровня. «Я лишь отметила, что отсылка к Байдену показалась мне политической», – добавила Уильямс.
Она также отметила, что Управление по бюджету Белого дома заявило о том, что глава администрации Белого дома Малвэни распорядился о приостановке предоставления Украине помощи в области безопасности.
Выступивший затем Александр Виндман отметил в своем заявлении, что прошлой весной он узнал, что адвокат Трампа Руди Джулиани работал вместе с бывшим генпрокурором Украины против интересов США.
По словам Виндмана, официальные лица в сфере безопасности ощущали растущее беспокойство по поводу влияния усилий Джулиани.
Виндман подчеркнул, что о телефонном разговоре Дональда Трампа с Владимиром Зеленским он сообщил, повинуясь чувству долга.
По словам свидетеля, он слышал, как Трамп попросил Зеленского об «услуге» – проведении расследования в отношении Байдена.
Виндман назвал услышанное «неуместным» и «неподобающим». Он отметил, что просьба Трампа расследовать действия Байдена «не имела никакого отношения к интересам национальной безопасности США».
Виндман добавил, что в преддверии разговора Трампа и Зеленского готовил список возможных тем для обсуждения и что среди них не было ничего связанного с расследованием в отношении Байденов.
Свидетель сказал, что расценил просьбу Трампа как «приказ» и счел, что она может негативно сказаться на национальной безопасности США и отношениях Вашингтона с Киевом. По словам Виндмана, вскоре после разговора он доложил о своих опасениях юристу Совета по национальной безопасности, а также сотруднику разведки, имя которого отказался назвать. После этого Виндмана исключили из числа участников встреч по вопросам безопасности, на которых он в иных обстоятельствах должен был при присутствовать.
Глава Комитета по разведке Адам Шифф не позволил республиканцам расспросить Виндмана о том, с кем из сотрудников разведки он беседовал.
Напомним, что расследование было инициировано после того, как осведомитель из разведки подал докладную по поводу разговора Трампа и Зеленского.
Виндман заявил, что ему неизвестна личность информатора, а Шифф подчеркнул, что «эти слушания не будут использоваться для раскрытия личности осведомителя», чья анонимность защищена законом.
Как отмечалось ранее, ожидалось, что республиканцы подвергнут сомнению то, достойны ли доверия свидетели, утверждая, что бюрократы «теневого государства» противостоят раскованному стилю Дональда в отстаивании интересов США и выстраивании отношений с зарубежными лидерами.
Юрист-республиканец Стив Кастор высказал предположение, что Виндман, уроженец Украины, в трехлетнем возрасте приехавший в США с родителями, сохранил связь с родиной, акцентируя то обстоятельство, что ранее в этом году Владимир Зеленский трижды спрашивал Виндмана, не хотел ли бы он занять пост министра обороны Украины.
Виндман, однако, отверг это предположение, заявив: «Я американец. Все подобное представление носит скорее комический характер. Я не оставил дверь открытой (для обсуждения предложения присоединиться к правительству Зеленского)».
По словам Виндмана, он сообщил о сделанном ему предложении американским официальным лицам.
Во второй половине дня перед комитетом выступают бывший спецпредставитель США в Украине Курт Волкер и бывший старший директор по европейским и российским делам в Совете национальной безопасности Тим Моррисон, в прошлом месяце ушедший в отставку.
Показания Курта Волкера
Во время своего выступления Курт Волкер заявил, что он ничего не знал и не принимал участия в попытках надавить на власти Украины для возобновления расследования в отношении бывшего вице-президента Джо Байдена и его сына Хантера. По словам бывшего спецпредставителя Госдепартамента, ему было известно о попытках открыть расследование в отношении энергетической компании Burisma, однако он не связывал это требование с именем Байдена.
«По прошествии времени, теперь я понимаю, что другие [люди] рассматривали идею проведения расследования о возможной коррупции с участием украинской компании Burisma в качестве эквивалента расследованию против бывшего вице-президента Байдена. Я видел их как два очень разных [расследования]: первое – как приемлемое и ничем не примечательное; второе – как неприемлемое», — говорится в тексте выступления Волкера.
«Вспоминая об этом сегодня, я должен был увидеть эту связь по-другому, и если бы я так сделал, я бы внес свои возражения», — добавил бывший спецпредставитель.
Волкер также заявил, что он и другие сотрудники Госдепартамента в беседе с президентом США подчеркнули, что новый президент Владимир Зеленский представляет собой «лучшую возможность» освободить Украину от коррупции, в которой погрязла эта страна. Волкер с коллегами обратились к Трампу с призывом пригласить Зеленского в Белый дом.
«Президент был очень скептичен. Учитывая историю коррупции в Украине, это можно понять. Он [Трамп] сказал, что Украина – коррумпированная страна, полная ужасных людей. Они, по его словам, “пытались меня убрать”» — сказал Волкер, цитируя Дональда Трампа.
Во время этой беседы, говорится в заявлении Волкера, Трамп сослался на разговоры со своим личным юристом Руди Джулиани.
«Мне было ясно, что, несмотря на позитивные новости и рекомендации, которые официальная делегация дала новому [украинскому] президенту, президент Трамп придерживался глубоко негативного мнения об Украине, основанного на прошлом [страны]» — сказал Волкер.
Волкер назвал обвинения в коррумпированности Джо Байдена «теорией заговора».
«Во время встречи один на один, которая состоялась у меня с мэром Джулиани 19 июля, мэр Джулиани затронул, и я это отверг, теорию заговора, согласно которой на вице-президента Байдена оказывалось влияние в части выполнения его вице-президентских обязанностей путем выплаты денег его сыну. Как я свидетельствовал ранее, я знаю вице-президента Байдена в течение 24 лет. Он – почтенный человек, и я очень его уважаю», — добавил Курт Волкер.
Проходящие заседания знаменуют начало напряженной недели на Капитолийском холме. В общей сложности девять свидетелей должны присутствовать на пяти слушаниях, которые пройдут со вторника по четверг.
Трамп, выступая на заседании кабинета министров во вторник, сказал: «Прямо сейчас идет самосуд, возглавляемый скользким Шиффом, где у нас нет ни адвокатов, ни свидетелей, ничего. И все-таки я посмотрел, что происходит, и республиканцы великолепно делают свою работу. Они такие молодцы, потому что все это – фарс, большой фарс. Они делают то, чего отцы-основатели не могли себе и представить, чего отцы-основатели не хотели. Они используют этот фарс с импичментом ради собственной политической выгоды».
Трамп добавил, что не знаком с Виндманом и никогда о нем не слышал, а из всех свидетелей, давших показания, он знает лишь послов, которых видел пару раз.
В понедельник Трамп сказал, что «серьезно рассмотрит» вариант дачи показаний в письменном виде для Комитета по разведке Палаты представителей.
«Несмотря на то, что я не сделал ничего плохого и мне не по душе придавать большую убедительность этому обману (осуществляющемуся) без должной (юридической) процедуры, мне нравится мысль… (о том) и воля, чтобы вновь сосредоточить внимание Конгресса; рассмотрю ее серьезно!», – написал Трамп написал в «Твиттере».
Президент отвечал спикеру палаты представителей Нэнси Пелоси, ранее заявившей, выступая на телеканале CBS в программе «Лицом к стране»: «Президент могбы прийти прямо в комитет и сказать, сказать всю правду, которую он хочет (сказать) … или он мог бы сделать это в письменной форме ».
Она добавила, что если у Трампа «есть информация, которая оправдывает (его)… то мы с нетерпением ждем ее».
Фото — Голос Америки