Пашинян отвечает на позицию критиков
В процессе урегулирования карабахского конфликта возник некоторый сумбур путаница. Обычно не было ничего нового в том, что официальный Ереван и Баку представляли свои, выгодные для каждого принципы урегулирования. Однако теперь власти Армении и Азербайджана выступают с противоречивыми заявлениями не только о принципах, но и о существовании конкретного регулирующего документа. Прежде всего, давайте обратимся к оценкам, представленным премьер-министром РА на прошлой неделе. Никол Пашинян 11-12 ноября находился с рабочим визитом во Франции, где он участвовал во Второй Парижской мирной конференции и 40-й Генеральной конференции ЮНЕСКО.
«Азербайджан желает иметь территории без людей»
На Парижской мирной конференции Никол Пашинян затронул тему безопасности Армении. «Что нужно знать о ситуации по безопасности в нашей стране? Я должен отметить очень странный факт: две из четырех наших границ закрыты, две другие, так сказать, наполовину закрыты. Почему полузакрыты? Потому что у нас есть граница с Ираном на юге, и, как вы знаете, вокруг Ирана есть некоторая напряженность, наша северная граница с Грузией, и напряженные отношения между Грузией и Россией оказывают некоторое негативное влияние».
Читайте также
Пашинян во второй раз указывает на то, что граница с Ираном и Грузией выглядит несколько нестабильной. Затем он перешел к самому важному вызову для нашей страны, вопросу Нагорного Карабаха, и разоткровенничался, что став премьер-министром Армения, он с удивлением обнаружил, что «в международном сообществе есть ряд недоразумений по поводу проблемы Нагорного Карабаха».
Он коснулся истории и причин конфликта и напомнил, что причиной было решение сталинского режима передать Карабах новообразованному Советскому Азербайджану. Затем он напомнил, что во время правления Михаила Горбачева население Карабаха решило выйти из состава Азербайджан в соответствии с законодательством СССР. Таким образом, наряду с Азербайджаном, Нагорный Карабах также начал процесс независимости. И точно так же, как Азербайджан отделился от СССР, так и Карабах отделился от Азербайджана. В результате Азербайджан решил применить силу, принуждая и подавляя народ Нагорного Карабаха, он начал войну. Во многих районах Нагорного Карабаха началась этническая чистка, и в результате армянское население Нагорного Карабаха – около 80-85% всего населения, начало самооборону. И оказалось, что они смогли сделать это. Они заставили Азербайджан примириться с ситуацией. 12 мая 1995 года между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией было подписано соглашение о прекращении огня. После этого и даже до этого начался переговорный процесс, был разработан формат переговоров. Согласно решениям международных инстанций, у этого формата было три стороны: Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения», – сказал Пашинян, напомнив, что долгое время Нагорный Карабах был включен в переговорный процесс в качестве стороны: «Кстати, были проведены встречи между лидерами Нагорного Карабаха и Азербайджана, а также министрами обороны Азербайджана, Нагорного Карабаха и Республики Армения».
Как отметил Пашинян, конфликт все еще не урегулирован, поскольку, во-первых, в 1998 году Нагорный Карабах был исключен из переговорного процесса, и в результате сейчас Азербайджан отказывается вести переговоры с Нагорным Карабахом: «С другой стороны, правительство Азербайджана утверждает, что Нагорный Карабах должен быть частью Азербайджана. Но это очень странное утверждение, потому что невозможно понять, как правительство Азербайджана может рассматривать Нагорный Карабах как часть своей территориальной целостности, но вместе с тем отказываться вести с ним диалог. Разве это не странно? Лидеры Азербайджана говорят, что хотят видеть Нагорный Карабах частью Азербайджана, но отказываются вести переговоры с народом Нагорного Карабаха. Что это значит? Только одно: к сожалению, власти Азербайджана не собираются разговаривать с этими людьми и вести с ними переговоры, потому что им нужны территории, а не люди. Точнее, им нужны территории без людей».
По его словам, иностранцы, посещающие Нагорный Карабах, оказываются в черном списке Азербайджана, а гражданин любой страны, который имеет армянскую фамилию или имеет армянское происхождение, не может въехать в Азербайджан: «Так было в случае с гражданином США, журналисткой Bloomberg, музыкантом турецкого оркестра, восьмилетним ребенком и восьмидесятилетним российским пенсионером. Недавно водитель был арестован только за то, что слушал в машине армянскую музыку. Самый печально известный случай произошел с игроком «Арсенала» Генрихом Мхитаряном, который всего несколько месяцев назад пропустил финальный матч Лиги Европы в Баку. Власти Азербайджана даже запретили футболки с именем Мхитаряна, а проходящих в таких футболках людей на улицах Баку задерживала полиция. Что будет дальше?»
Затем Пашинян представил официальную позицию Еревана, заверив, что для решения проблемы необходимо приложить реальные усилия. « У нас, так сказать, равные с лидерами Азербайджана, лидерами Нагорного Карабаха возможности для решения проблемы. В самом начале своего пребывания в должности я заявил, что любое решение нагорно-карабахского конфликта должно быть приемлемым для народов Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении. Я первый армянский лидер, который заявил, что любое решение нагорно-карабахского конфликта должно быть приемлемо и для азербайджанского народа. И оппозиция нашей страны спрашивает, почему же Армения должна заботиться об интересах народа Азербайджана. Мой ответ очень прост: потому что я убежден, что если мы хотим найти стабильное решение этой проблемы, мы должны учитывать интересы всех вовлеченных сторон. Я сделал это заявление в надежде, что мы услышим аналогичное заявление от руководства Азербайджана, от моего коллеги Ильхама Алиева. Если бы мы услышали подобное заявление от г-на Алиева, то это стало бы настоящим прорывом в переговорном процессе. Я хочу с этой очень важной платформы (Парижского форума мира) призвать наших партнеров сделать такое заявление, что решение проблемы должно быть приемлемым для народов Азербайджана, Нагорного Карабаха и Республики Армения. Конечно, это непростая проблема, но если мы взяли на себя ответственность за будущее наших народов, что также означает и за будущее региона, что означает и за будущее нашего мира, мы должны приложить реальные усилия для достижения реальных перемен», – сказал Пашинян.
Премьер-министр ответил на вопрос присутствующего на обсуждении азербайджанского блогера. «Вы упомянули в своем вопросе, что Нагорный Карабах международно признан как часть Азербайджана. Это неправда. Миссия сопредседателей Минской группы ОБСЕ заключается именно в том, чтобы быть посредниками в поиске окончательного статуса Нагорного Карабаха. А почему Азербайджан участвует в этих переговорах в качестве стороны, если Карабах уже является международно признанной его частью? Разве это не странно?», – отметил Пашинян.
Здесь имеется, конечно, некоторая неточность. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступают в качестве посредника, представляя сторонам свои предложения о принципах урегулирования конфликта, а не только об окончательном статусе Нагорного Карабаха. Статус Нагорного Карабаха должен быть приемлемым, прежде всего, для общественности Арцаха и Армении, и, как недавно повторил Пашинян, также и для общества Азербайджана. У посредников, по сути, нет мандата на определение статуса Нагорного Карабаха.
«Я ожидаю такого решения конфликта, который будет приемлемым для народов Азербайджана, Карабаха и Армении», – подчеркнул Пашинян, добавив: «Я заявлял об этом в Степанакерте и уже год жду, чтобы услышать аналогичное заявление от правительства Азербайджана. Я лично просил г-на Алиева совершить прорыв в этом процессе. Но, к сожалению, он продолжает заявлять, что Зангезур, Сюник, озеро Севан или столица Ереван являются территориями Азербайджана. Никто не может говорить с нами на языке силы. И чего вы ожидали от меня, когда руководство Азербайджана заявляет, что они захватят не только Карабах, но и Зангезур и Ереван? Наше предложение – мир, мы никому в регионе не угрожаем, мы хотим подготовить наше общество к миру».
Таким образом, Пашинян вновь дал понять, что мяч находится на поле Алиева, и он ждет от него ответа. Однако, говоря о своих взглядах на вопрос Арцаха, Пашинян избегает уточнения вопроса о том, какой вариант обсуждают армянские власти, то есть премьер-министр и министр иностранных дел, с азербайджанской стороной. Более того, Пашинян также уверяет, что позиции Армении и Арцаха сегодня идентичны. Если речь идет о представлениях относительно общих позиций, это понятно. Однако если не ясно, какой вариант урегулирования сегодня обсуждают стороны, то нельзя утверждать, что позиции властей, а также обществ Армении и Арцаха схожи.
«Представления Армении и Арцаха в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта совпадают на сто процентов»
12 ноября в честь находящегося во Франции с рабочим визитом во Франции Никола Пашиняна и Анны Акобян был организован прием с участием представителей духовных и светских организаций армянской общины Франции. В своем выступлении Пашинян вновь коснулся карабахского конфликта, а также внешней политики Армении. В частности, он заверил, что в карабахском вопросе формируются новый смысл и содержание. «И могу сказать, что за последние полтора года мы работали над реальным содержанием карабахского вопроса, мы выносим международному сообществу то, что внутри нас. До недавнего времени складывалось впечатление, что мы одиноки в этом разговоре, но сейчас могу констатировать, что наши слова воспринимаются, понимаются международным сообществом, и я считаю это успехом».
Хотя критики Пашиняна указывают, что в прошлом Армения и международное сообщество находились на одной стороне, а Азербайджан как воинствующая и деструктивная сторона – на другой, а сегодня это не так, Пашинян сейчас, в свою очередь, заверяет, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ глубже воспринимают и принимают наши позиции. «Наши позиции стали им понятнее, и сегодня мы можем констатировать, что представления Армении и Арцаха относительно урегулирования карабахского вопроса идентичны на сто процентов. Такой ситуации никогда не было, у нас не было такой ситуации, когда представления Армении и Арцаха до последнего нюанса были идентичны, или, по крайней мере, не были настолько идентичны, как сегодня. Это означает, что мы приближаемся к следующему важному результату, что среди армянского народа и в армянской действительности нет дискуссии по карабахскому вопросу, и мы скоро достигнем того состояния, что позиции армянства в вопросе урегулирования карабахского вопроса также будут идентичны», – сказал Пашинян.
Обобщение – в следующем номере.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
19.11.2019г