Пашинян пытается разъяснить международному сообществу, какая произойдет катастрофа, если в Арцахе разразится новая война
В ходе официального визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна на прошлой неделе в Италию были озвучены важные посылы о процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Выступая на обсуждениях «Диалог о будущем» в Миланском международном институте политологии – мозговом центре ISPI, Пашинян подробно остановился на теме, констатировав, что «самым большим вызовом безопасности для нас является карабахский конфликт». Он представил историю конфликта, подчеркнув, что это не территориальный спор, «как некоторые пытаются представить его в упрощенном виде», а затем добавил, что «речь идет о праве на самоопределение, правах человека и физической безопасности живущих там людей».
Пашинян в последнее время последовательно отвечает на адресованную ему критику в процессе карабахского урегулирования. Оппозиционные деятели недавно обвинили его в том, что он не говорит о праве Арцаха на самоопределение. И вот Пашинян упомянул также и этот принцип.
В своих развернутых рассуждениях о причинах конфликта, этнических чистках, сопровождаемых массовыми зверствами против армян, организованных властями Советского Азербайджана накануне распада Советского Союза, Пашинян напоминает, что Нагорно-Карабахская Автономная Область осуществила свое право на самоопределение, опираясь на советскую конституцию. «На этот раз власти Азербайджана применили силу против армян. Они вели широкомасштабную войну, угрожая существованию народа Нагорного Карабаха. В ответ на эту угрозу уничтожения армяне, которые составляли около 80 процентов всего населения Нагорного Карабаха, начали самооборону. Им удалось защитить свою землю и заставить Азербайджан примириться с новой ситуации. В результате 12 мая 1994 года между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Республикой Армения было подписано соглашение о прекращении огня», – отметил Пашинян.
Читайте также
Перейдя к переговорному процессу конфликта, который начался еще в 1992 году, Пашинян напомнил, что Минская группа ОБСЕ, получившая посреднический мандат от международного сообщества, заявила, что конфликт имеет три стороны – Азербайджан, Нагорный Карабах и Армению: «Кстати, известный итальянский политик и дипломат Марио Рафаэлли, который приложил большие усилия для урегулирования ситуации в регионе, был председателем Минской конференции, первым международным деятелем, которому было поручено урегулирование конфликта в начале 1990-х годов. Встречи Минской группы с участием избранных представителей Нагорного Карабаха состоялись в столице Италии Риме».
Почему Карабахский конфликт до сих пор не решен? Пашинян отметил, что власти Азербайджана отказываются вести переговоры с представителями Арцаха. «… Власти Азербайджана фактически не хотят вести переговоры с народом Нагорного Карабаха просто потому, что им нужна только территория, а не народ. Точнее, им нужны территории без народа. Это означает, что они надеются разрешить конфликт военным путем – захватить территорию Нагорного Карабаха, провести этнические чистки и избавиться как от армян, так и от этой проблемы».
Пашинян представил несколько обосновывающих заявлений: «Не исключается военное решение», – это типичное заявление, которое президент Алиев делал множество раз. «Мы в любое время можем решить вопрос военным путем», говорилось в заявлении президента Ильхама Алиева на заседании правительства в январе 2017 года, в ходе которого обсуждалось экономическое развитие страны. «Мы увеличим нашу военную мощь, и я считаю, что это один из самых важных факторов на переговорах». Эти слова были сказаны 5 ноября 2018 года. В заявлении от 17 декабря 2018 года говорится: «… наши ВС и наши силы являются ключевыми факторами в урегулировании нагорно-карабахского конфликта», – конец цитаты. «Действительно, есть много причин полагать, что власти Азербайджана готовят свое общество к войне. Вот почему они разжигают антиармянские настроения в своем народе. Вот почему они тратят огромные ресурсы на вооружение. Вот почему антиармянская ненависть стала официальной политикой в Азербайджане. Вот почему антиармянство стало государственной политикой в Азербайджане», – сказал Пашинян, приведя конкретные примеры политики официального Баку, что иностранцы, посещающие Арцах, оказываются в черном списке Азербайджана, а Рамиля Сафарова, которого амнистировал Ильхам Алиев, повысили в воинском звании и подарили квартиру.
Пашинян, однако, подчеркнул, что единственным путем является мирное и прочное урегулирование конфликта, предполагающее возможность компромисса, взаимоуважения и баланса. Он еще раз напомнил, что ожидает такого заявления и от Азербайджана. «Если мы услышим такое заявление от президента Алиева, это станет настоящим прорывом в переговорном процессе. Однако высшие власти Азербайджана остаются на своих прежних позициях, стремясь к решению вопроса таким путем, который будет приемлем только для народа Азербайджана. Это дает мне дополнительную причину полагать, что Азербайджан надеется на военное решение конфликта и не хочет находить решение за столом переговоров».
Пашинян попытался привлечь внимание международного сообщества к недопустимости воинственной политики Алиева, отметив, что бесполезно говорить на языке угроз с Арцахом и Арменией. «Это путь в никуда. Азербайджан когда-то пытался говорить с народом Нагорного Карабаха на языке силы и столкнулся с серьезными последствиями, несмотря на превосходство над Нагорным Карабахом как с точки зрения населения, так и вооружений. Попытки реванша за свои военные неудачи не принесут ни к чему хорошему. Военная эскалация в нашем регионе будет иметь катастрофические последствия даже с глобальной точки зрения. Участвуя в военных авантюрах, Азербайджан может создать благоприятную среду для террористов, которые утратили свое влияние в Сирии и Ираке и теперь ищут новые территории для своих операций. В географическом плане Азербайджан может служить плацдармом для их проникновения в регион по всем четырем направлениям: на юг, на север, на восток и на запад».
В Италии Пашинян также обратился с посланием к международному сообществу, в котором объяснил, что может произойти в случае новой войны в Арцахе. Это означает, что, несмотря на многочисленные заявления о его новом подходе к урегулированию конфликта – на основе «новой парадигмы», в настоящий момент Пашинян допускает возможность начала войны.
Кстати, выступая на встрече с представителями армянской общины в армянской церкви Сорока младенцев в Милане, Пашинян коснулся также критики в свой адрес: «Когда говорят, что у нас нет стратегии по вопросу Арцаха, а какова была стратегия Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна? Стратегией было сдать Мегри или как они вели переговоры о «возвращении семи районов Азербайджану в обмен на мир»? Какова была стратегия Сержа Саргсяна? В том, что «Агдам не является нашей родиной»? И теперь они обвиняют нас в возвращении земли».
В тот же день председатель РПА, 3-й президент Серж Саргсян выступил с речью на Съезде Европейской народной партии в Загребе, где заявил: «Нынешний этап Арцахского конфликта вызывает у меня обеспокоенность. Как человек, который лично участвовал в процессе самообороны Арцаха, я хорошо знаю цену мира. С этой точки зрения любые, даже плохие переговоры предпочтительнее войны. Очень важно, чтобы посреднические усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ продолжали получать безусловную поддержку международного сообщества. К сожалению, мы становимся свидетелями того, как Азербайджан продолжает вооружаться и угрожать Арцаху и Армении. Хочу, чтобы в Баку вновь услышали этот мой месседж: Арцах никогда не будет в составе Азербайджана, и проблема не имеет военного решения». Несмотря на довольно резкую взаимную критику со стороны нынешних и бывших армянских властей, Серж Саргсян пытается показать властям Армении некоторые направления относительно того, какие мессежди следует направлять сегодня Азербайджану и международному сообществу, в плане обеспечения непрерывности процесса урегулирования конфликта, и с целью предотвращения катастрофы возможной войны.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
26.11.2019г