Пробыв неделю в столице Дании, проведя множество встреч с представителями датских СМИ и смежных сфер, мы узнали много интересного об этой стране и ее жителях. Я думаю, что нашим читателям также было бы интересно почерпнуть некоторую информацию об этой северной стране.
Экология
Датчане действительно заботятся о сохранении природных благ. Нам рассказали, что они получают письма с предупреждением даже от электросети: мы заметили, что в этом месяце вы потратили электричества больше, чем обычно, в такой-то день месяца, в такой-то момент дня, поэтому, пожалуйста, будьте внимательны, не оставили ли вы включенным что-либо лишнее? Маленьких датчан с детства учат экономить воду, электричество и любые природные ресурсы, еще с детского сада приучают к тому, что дары природы не безграничны, к ним следует относиться бережно, не использовать расточительно, чтобы они и их потомки в будущем не оказались перед фактом.
Излишне говорить, что сортировка мусора носит здесь повсеместный характер. А мусороперерабатывающий завод в Копенгагене – настоящая гордость датчан: это грандиозное и красивое сооружение, где помимо того, что здесь перерабатывается мусор, расположена также огромная зона для семейного досуга с искусственными возможностями для занятий альпинизмом, искусственным катком с эффектами горнолыжного спорта для лыжников и прочего. Люди приходят сюда в выходные дни с детьми, и используют досуг для объяснения им, как надо относиться к природе, не мусорить и соблюдать порядок.
Читайте также
Оптимизация по-датски
Датчане любят объединять все. Например, в том же районе Копенгагена, в разных зданиях бывшего королевского дворца Кристиансборга, находятся три ветви власти: парламент, правительство и Верховный суд. Депутат, с которым мы встретились, сказал, что работать так удобнее, и в случае необходимости представитель правительства, сделав всего несколько шагов, оказывается в парламенте и обсуждает возникший вопрос.
Датский парламент, правительство и Верховный суд находятся в Кристиансборге.
В здании под названием DR Byen – Город-ДР, действуют шесть датских телекомпаний, принадлежащих медиа-корпорации под названием Датское радио, являющихся общественными вещателями Дании, девять радиостанций, три сайта и шесть музыкальных групп, в том числе Датский национальный симфонический оркестр. Здание Датского радио – здание Н-образной формы, занимает площадь 133 000 квадратных метров, субсидируется только из государственного бюджета в размере более чем 100 миллионов евро в год и насчитывает примерно 3500 сотрудников. И все это в соответствии с традиции называется Датским радио. В действительности, как уже упоминалось выше, оно объединяет разные типы вещателей.
В другом здании находятся принадлежащие одним и тем же владельцам и конкурирующие друг с другом две газеты: левоцентристская газета Politiken и правоцентристская Jyllands-Posten, а также издающийся теми же владельцами таблоид Extra bladet, где можно найти разные скандальные материалы, статьи, как это принято в любом таблоиде, а также фотографии обнаженных женщин, предлагающих интим-услуги – с телефонными номерами, электронными почтами, описанием предлагаемых услуг. В этом здании также есть большая библиотека для всех редакций, где журналисты отдыхают не только от работы, но и от интернета. А также огромная столовая.
Кстати, в 2005 году исламистские экстремисты подготовили покушение на карикатуриста Jyllands-Posten, нарисовавшего карикатуру на тему Пророка Мухаммеда, после чего тогдашний главный соперник этой газеты – Politilken, и ряд других изданий, перепечатали карикатуру, отметив, что, несмотря на то, что они не разделяют этот провокационный подход, однако, считают, что подготовка к покушения на их коллегу является нападением на демократические ценности Дании, и на свободу слова. В общей сложности в результате этих историй погибло 50 человек, так как исламисты организовали теракты на посольства Дании в разных мусульманских странах. Вход в редакции этих газет сегодня происходит по гораздо более сложной процедуре, чем вход в здание датского парламента. Нас проверяли с помощью металлоискателя, по очереди открывали и осматривали сумки, одновременно извиняясь за это десятки ряз. Они также попросили не фотографировать те участки редакции, где видны двери.
Мы также увидели странную картину оптимизации в прекрасном ресторане в Копенгагене. В одной туалетной комнате было два унитаза. Только не ясно, кто мог воспользоваться одной и той же туалетной комнатой одновременно.
Как ни странно, в Дании, в самом сердце Европы, церковь и государство не разделены, а королева страны является главой церкви. Вот почему датчане содержат свою церковь за счет государственного бюджета, при этом 2% от уплаченных налогов идут на счет церкви. Кстати, о церкви. В одной из старейших церквей Копенгагена, церкви Святого Николаса думают не только о духовной пище, но и физической. Часть здания церкви в настоящее время занимает ресторан, название которого переводится как «Живот». Мы также можем рассматривать это как пример интеграции, оптимизации.
Дворец королевы, в свою очередь, был еще одним примером объединения. Одно из четырех одинаковых зданий в одном и том же дворе является резиденцией королевы, а другое – наследного принца, третье и четвертое открыты для общественности, там расположены галереи, библиотеки, дом приемов.
Город в городе
В столице Дании находится известная территория под названием «Свободный город Христиания». Это провозгласивший себя независимым квартал с населением примерно 850 человек, в том числе около 200 детей, и занимает квартал площадь в 34 гектаров в районе Кристиансхаун Копенгагена. В Христиании действуют свои правила, свои законы, датское государство старается не вмешиваться в дела этой странной, «греховной» страны. Сообщество хиппи, анархистов и не признающих верховенство закона, обосновавшееся здесь еще с 1970-х годов, на протяжении лет боролось за свою независимость, и в 1991 году между Христианией и правительством Дании было подписано соглашение, в котором были установлены правила сосуществования двух «стран».
Но жители Христиании, судя по идеям, опубликованным на их сайте, каждую секунду боятся, что большой мир, по крайней мере, правительство Дании, нацелено уничтожить этот свободный город, и, чтобы этого не произошло, они призывают свое население постоянно поддерживать правила, действующие внутри автономии, чтобы не «развязать» руки государству. В течение почти пятидесяти лет его существования между «вольным городом» и правительством Дании происходили многочисленные противостояния, но на радикальные шаги государство пока не пошло.
Христиания – одно из немногих мест в мире, где в открытую продается марихуана и гашиш, разложенные прямо на столиках, их не прячут, вы просто идете мимо стоящих в ряд столов и выбираете травку с понравившимся вам ароматом, гашиш, выпечку с марихуаной, свободно расплачиваетесь, но только наличными, и прямо на месте смакуете, не озираясь по сторонам – как бы кто не увидел…
Здесь действует несколько пабов, выставочных залов, кафе, точки продажи предметов прикладного искусства. Мы посетили несколько пабов, большинство которые благоухали марихуаной, увидели молодых людей с отрешенными счастливыми лицами, звучали кантри, блюз. Но случайно мы оказались в пабе, который подействовал на нас шокирующе: там словно собрались представители самого дна общества с видоизмененными лицами и телами, мало что осталось от человеческого облика, мы словно оказались в одном из фильмов ужасов, там даже нечем было дышать, мы выскочили оттуда, чтобы не задохнуться. Очень жалею, что не было возможность сделать снимки: лицо каждого там находящегося могло бы стать реальной иллюстрацией кампании, направленной против наркомании.
Налоги и налогоплательщики
В Дании очень высокие налоги, доходят даже до 68%. Но это верхний предел, такую сумму платят те, у кого самый высокий доход. Чем ниже доход, тем меньше выплачиваемый налог. Но датчане не особо жалуются на высокие налоги, потому что они очень хорошо знают, что благодаря этим налогам здравоохранение, общее и высшее образование в их стране бесплатные, дороги – идеальные, город – чистый, множество парков, занимающих значительную площадь.
На деньги налогоплательщиков содержится также королевская семья и церковь. И датчане очень хорошо осознают, что все в этом государстве строится, все делается на их деньги, потому что госбюджет формируется за счет налогов, которые они платят, и именно поэтому они все в курсе, на что тратится каждый процент их денег, на какие проценты что строят и прочее.
Велосипеды
В Дании, особенно в Копенгагене, который люди теперь называют также и городом велосипедов, хотя на самом деле он переводится как порт торговцев, у велосипедистов почти на каждой улице есть отдельные дорожки, отдельные светофоры, широкие права. Они останавливаются перед предназначенным для них красным светом, они не терпят пешеходов, разгуливающих по дорожке для велосипедистов.
Они ездят на велосипедах не только на работу, но и, скажем, в оперный театр. Мне было весьма непривычно видеть после оперного спектакля одну 80-летнюю бабулю, стоящую рядом с одним из велосипедов, выстроившихся в ряд у здания Оперного театра, которая сняла туфли на высоких каблуках, надела кроссовки, уложила туфли в багажник, прикрепленный к велосипеду, надела шлем и укатила… Многие велосипеды снабжены специальными колясками, в которых мамаши или папаши перевозят детей. Иногда двоих, или троих одновременно. Хотя для вождения велосипеда и не требуется никаких документов, но полицейский имеет право остановить странных на его взгляд водителей и проверить, не употребили ли они алкоголь. В случае положительного ответа полицейский советует водителю сойти с велосипеда и перейти на тротуар для пешеходов и добираться до дома, толкая велосипед рукой.
Меланья БАРСЕГЯН
Копенгаген