Признание факта реализованного народом Арцаха права на самоопределение является основой мирного урегулирования конфликта, убежден Масис Маилян
Собеседник «Аравот» — министр иностранных дел Республики Арцах Масис Маилян
— До встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана, на 26-й Министерской конференции ОБСЕ, официальный Баку распространил документ, в котором отражена позиция этой страны по карабахскому конфликту. Были высказаны различные мнения относительно того, что армянская сторона после этого ультиматума должна немедленно приостановить переговоры, иначе складывается такое впечатление, что переговоры ведутся вокруг повестки дня Баку. Каков Ваш подход?
— Все стороны конфликта, в том числе Республика Арцах, распространяют в международных организациях документы, отражающие свою позицию по ряду вопросов. Отраженная в азербайджанской ноте позиция давно известна и основана на иллюзиях. Следует также отметить, что за годы мирного процесса подходы международного сообщества к урегулированию конфликта претерпели определенные изменения. И хотя методология и подходы урегулирования конфликта все еще нуждаются в дальнейшем обсуждении, тем не менее, как показывает эволюция предложений, представляемых посредниками сторонам конфликта, логика урегулирования вышла за рамки территориальной целостности Азербайджана. Более того, данная позиция Азербайджана не находит поддержки у мирового сообщества.
Читайте также
Необходимо подчеркнуть, что развитие международного права имеет тенденцию к превалированию индивидуальных и коллективных прав человека и дальнейшему развитию принципов человекоцентризма в международных отношениях. Современный миропорядок постепенно трансформируется в систему, в центре которой находятся права человека. Подходы же Азербайджана идут вразрез с мировыми тенденциями и лишь отдаляют перспективы урегулирования конфликта.
Более того, политика Азербайджана в контексте азербайджано-карабахского конфликта, его нигилистическое отношение к международному праву и отрицание фундаментальных прав граждан Арцаха являются основными источниками нестабильности и угрозы региональному миру. Чем раньше азербайджанские власти осознают бесперспективность своей деструктивной политики по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта и необходимость ее коренного пересмотра с учетом существующих реалий, тем раньше удастся достичь прогресса в мирном процессе.
— Какова позиция Арцаха на данном этапе мирного процесса?
— На данном этапе консультации между сторонами конфликта должны быть прежде всего направлены на обеспечение необратимости мирного процесса. Невозможно обсуждать условия долгосрочного мира, пока существует угроза эскалации напряженности на линии соприкосновения вооруженных сил Арцаха и Азербайджана. В этой связи необходима реализация двух взаимодополняющих компонентов: расширение состава офиса Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ для увеличения мониторинговых возможностей и внедрение механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения. Эти два компонента в совокупности обеспечат определенный уровень международного контроля за соблюдением режима прекращения огня на линии соприкосновения и позволят не только выявлять нарушителя режима прекращения огня, но и предотвращать повторение инцидентов в будущем.
Считаем необходимым также предпринимать действенные шаги при содействии международного сообщества для искоренения тех негативных явлений, которые стали укореняться в азербайджанском обществе в результате долгих лет насаждения нетерпимости в отношении армян. От этого во многом будет зависеть эффективность реализации мер, направленных на установление доверия между обществами конфликтующих сторон.
Реализация всего этого комплекса мер позволит создать благоприятную атмосферу для продвижения переговорного процесса и обсуждения вопросов по существу. При этом, говоря о переговорах, мы подразумеваем трехсторонний формат с полноценным и полноправным участием Республики Арцах во всех этапах. Достижение долгосрочного разрешения азербайджано-карабахского конфликта и устойчивого мира возможно в том случае, если каждая сторона конфликта де-юре возьмет на себя свою долю ответственности за имплементацию положений мирного договора.
Само урегулирование азербайджано-карабахского конфликта должно быть основано на признании факта реализованного народом Арцаха права на самоопределение в полном соответствии с нормами международного права и национальным законодательством.
В то же время процесс мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта не должен затмевать необходимость создания условий для того, чтобы граждане Арцаха могли в полной мере пользоваться своими неотъемлемыми правами и свободами. Недопустимо игнорирование прав граждан Арцаха и откладывание их реализации до окончательного урегулирование азербайджано-карабахского конфликта. Тот факт, что урегулирование конфликта длится уже более четверти века, накладывает на международное сообщество определенную ответственность, в частности, в вопросе того, чтобы жители Арцаха по причине неурегулированного конфликта не были ограничены в доступе к международным механизмам защиты их основополагающих прав и свобод.
— Тем не менее, после длившейся 3 часа встречи министров иностранных дел Республики Армения и Азербайджана в Братиславе была достигнута договоренность о проведении встречи в начале следующего года. В сообщении МИД РА, распространенном после встречи, сказано: «Коснувшись состоявшейся накануне в Ереване встречи с министром иностранных дел Масисом Маиляном, Зограб Мнацаканян вновь отметил необходимость прямого вовлечения властей Арцаха, особенно по содержательным вопросам урегулирования». В то же время Азербайджан выдвигает на первый план вопрос участия в переговорах азербайджанской общины. Какова позиция Арцаха по этому вопросу?
— Необходимо отметить, что позиции Республики Арцах и Республики Армения по вопросу восстановления трехстороннего формата переговоров, как и в целом в процессе мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, полностью совпадают. На наш взгляд, противодействие Азербайджана восстановлению самого результативного, трехстороннего формата переговоров равносильно искусственному затягиванию процесса урегулирования. Подобная позиция Азербайджана свидетельствует о его нежелании достигнуть окончательного урегулирования конфликта. Единственный значимый успех в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта – прекращение огня от 12 мая 1994 года – был достигнут именно в рамках трехсторонних переговоров.
Что касается утверждений азербайджанской стороны о том, что якобы «Армения и Азербайджан выступают как стороны конфликта, а армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха – как заинтересованные стороны», то эти утверждения носят односторонний характер и не отражают последующую эволюцию вопроса о формате переговорного процесса. Данный вопрос был предметом долгих обсуждений в рамках мирного процесса. В сентябре 1993 года Минская группа СБСЕ (с декабря 1994 года — ОБСЕ) признала Нагорный Карабах в качестве стороны конфликта. Окончательная ясность в вопрос формата конфликта и переговоров была внесена на саммите ОБСЕ в Будапеште в 1994 году. Согласно итоговому документу Будапештского саммита, сторонами конфликта являются стороны, подтвердившие договоренности о прекращении огня от 12 мая 1994 года.
В связи с попытками азербайджанской стороны после Будапештского саммита вновь спекулировать на теме о сторонах конфликта Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Венгрии Ласло Ковач выступил со специальным заявлением на заседании Руководящего совета ОБСЕ 31 марта 1995 года в Праге и «подтвердил ранее принятые ОБСЕ решения о статусе сторон, т.е. об участии двух вовлеченных в конфликт государств-участников, а также третьей стороны в конфликте (Нагорного Карабаха) во всем процессе переговоров, включая Минскую конференцию».
Вплоть до 1999 года сама ОБСЕ рассматривала двусторонние контакты между лидерами Армении и Азербайджана не в качестве замены переговорам под эгидой Минской группы ОБСЕ, а в качестве «постоянно действующего политического фактора на Южном Кавказе, который должен способствовать урегулированию».
Попытки поставить знак равенства между государством — Республикой Арцах и общественной организацией — так называемой «азербайджанской общиной» бесперспективны и искажают суть азербайджано-карабахского конфликта.
Беседовала Нелли ГРИГОРЯН
Газета «АРАВОТ»
18.12.2019г
П.С. Вопросы были переданы господину министру в письменной форме после встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана в рамках 26-го министерского форума ОБСЕ в Братиславе.