Лента новостей
Алиев «подзуживал»
Новости дня

Турция может снова использовать свой «армянский рычаг» против Азербайджана

18 декабря,2019 21:25

Собеседник газеты «Аравот» – турколог Айк Габриелян

– Г-н Габриелян, на прошлой неделе Сенат США единогласно признал Геноцид армян, несмотря на противодействие администрации Трампа и властей Турции. Каких событий можно ожидать в Вашингтоне? Президент США может еще долго не принимать решения, указа о признании Геноцида армян. Какое влияние может оказать резолюция Сената на дальнейшую политику американской администрации?

– Будучи туркологом, мне трудно комментировать вопрос с точки зрения США. В любом случае, я хотел бы подчеркнуть, что, в отличие от президента США Дональда Трампа, Конгресс США (а также Пентагон) в вопросах Турции выступает с гораздо более жестких позиций. Именно это обстоятельство значительно увеличивало шансы на принятие резолюции о Геноциде армян в обеих палатах Конгресса.

Полагаю, что принятие этих резолюций Конгрессом значительно облегчит использование Трампом термина «геноцид» в его послании к 24 апреля. В любом случае, это будет во многом зависеть от характера турецко-американских отношений на тот момент. Я предвижу дальнейшее ухудшение этих отношений, прежде всего, в связи с тем, что Эрдоган в ближайшем будущем не отступит в вопросе российских систем С-400.

– Историческое голосование в Сенате проходило на фоне напряженных турецко-американских отношений. Буквально на днях комитет Сената по внешним отношениям одобрил законопроект, призывающий правительство США ввести санкции против Турции за покупку российских систем ПВО С-400 и вторжение на север Сирии. Другими словами, можно ли говорить, что голосование было просто следствием американской политики и останется важной игровой картой в турецко-американских переговорах?

– Естественно, что резолюции по Геноциду армян представляют собой определенный козырь в руках США против Турции. С другой стороны, было бы неправильно говорить, что результаты голосования по резолюциям были связаны исключительно с фактором давления на Турцию (восстановление исторической справедливости также было очень важно для конгрессменов с американской стороны). Тот факт, что Сенат сначала трижды наложил вето на резолюцию о Геноциде армян, а затем единогласно принял, во многом связан с нынешним состоянием турецко-американских отношений.

Я имею в виду, что принятие резолюции крайне способствовало тому, что в эти дни Турция перешла еще одну, новую красную линию, установленную США. То есть она не должна испытывать купленные у России системы С-400, не начинать их. Однако после возвращения из США Эрдоган приказал испытать их на тех же американских истребителях F-16, которые составляют ядро турецких ВВС.

– Депутат парламента Турции армянского происхождения Каро Пайлан прокомментировал в Twitter признание Сенатом США Геноцида армян, отметив, что «залечить раны армянского народа может только один парламент, и это турецкий парламент, членом которого он является». Считаете ли Вы вероятным, что Турция может признать Геноцид армян при правлении Эрдогана или несколько изменить атмосферу после голосования в Сенате?

– Я полностью согласен с Каро Пайланом, для меня на первом месте находится признание Геноцида армян Турцией, как геноцидной страны. На втором месте Германия как страна-соучастник, и она уже (в 2016 году) признала Геноцид армян. И только на третьем месте можно расположить США, поскольку они являются сверхдержавой номер один в мире, и, кроме того, потомки жертв геноцидов смогут предъявлять судебные иски в судах США против турецкой стороны.

Что касается возможности признания Турцией Геноцида армян при власти Эрдогана, я совершенно исключаю это, учитывая ряд факторов. В частности, я имею в виду переход Эрдогана за последнее десятилетие к более жесткой внутренней и внешней политики, а также тот факт, что он (в связи с известными событиями в Дарфуре) сказал, что мусульманин (а не просто турок) «не способен» совершать геноцид. Поэтому я исключаю и это, и тот факт, что после голосования в Сенате может произойти некоторое изменение атмосферы.

– Официальная Анкара продолжает увязывать сближение Армении и Турции с перспективой урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Может ли произойти изменение этой позиции? Как бы Вы охарактеризовали турецко-азербайджанские «братские отношения», они на самом деле «братские», или политика Анкары и Баку требует представлять их публично таким образом?

– Конечно, они не братские, в их основе в первую очередь лежат взаимные интересы. Я не думаю, что произойдет смена позиции, поскольку Турция ставит на одну чашу весов Армению, а на другую – Азербайджан, и видит, что азербайджанская сторона значительно перевешивает. В качестве отправной точки для нормализации армяно-турецких отношений я беру день, когда Турция откроет границу с Арменией, что будет означать снятие блокады с Армении. И чтобы этого не произошло, президент Азербайджана Ильхам Алиев, который более 15 лет проводит политику блокирования и удушения Армении, готов потчевать Турцию различными экономическими проектами, лишь бы та не пошла на открытие границы с Арменией (благодаря этим проектам Турция получает возможность стать газовым и железнодорожным хабом). А Турция с удовольствием принимает экономические выгоды, предоставляемые Азербайджаном (в том числе миллиарды долларов в виде инвестиций), держит закрытой границу с Арменией и из своих трех хорошо известных предусловий, выдвинутых перед Арменией, на первый план ставит урегулирования Арцахской проблемы, выступая с проазербайджанскими, но в целом ничего не дающими заявлениями. И это в том случае, когда проблема касается опосредованно, в то время как два других его предварительных условия, представленных Армении (признание Карсского договора 1921 года и отказ от усилий по международному признанию Геноцида армян), относятся непосредственное к ней.

С другой стороны, мы не должны забывать, что вопрос нормализации отношений с Арменией, который имеется в турецком арсенале, является очень серьезным рычагом и даже шантажом в отношении Азербайджана, который в будущем может быть вновь приведен в действие. По моим личным наблюдениям, Турция приобрела этот рычаг, разыграв футбольную дипломатию, и смогла добиться от Азербайджана двух крупных экономических преимуществ. Я имею в виду, что Азербайджан согласился отправлять свой газ в Европу не через российскую территорию («Газпром» изъявил готовность закупать весь экспортируемый азербайджанский газ), а через территорию Турции (протяженность газопровода TANAP составляет 1850 км).

Еще одним важным преимуществом стало то, что Азербайджан построил в Измире нефтеперерабатывающий завод «Star», что крайне важно для экономики Турции и является крупнейшей инвестицией частного сектора в ее экономику – 6 миллиардов долларов. То есть, около 10 лет назад Турция, по-видимому, продемонстрировала готовность нормализовать отношения с Арменией, даже подписала (но не ратифицировала) Цюрихские протоколы, тем самым сильно припугнув Азербайджан, который пошел на крупные экономические уступки Турции (турецкая сторона тем самым также предотвратила использование президентом США Бараком Обамой в послании к 24 апрелю термина «геноцид»).

Исходя из всего этого, я постоянно призываю наши власти к проявлению предельной осторожности, если в будущем со стороны Турции вновь начнут поступать признаки нормализации отношений, не верить в искренность турецкой стороны, чтобы не быть использованным ею в очередной раз, и тем самым невольно не усиливать ее (полагаю, что в итоге попытки нормализации отношений с Арменией Турция, по вышеупомянутым причинам, стала сильнее, оказалась в более благоприятном положении). Я намекаю, что если в Турции пожелают заполучить у Азербайджана новые крупные уступки и та проявит непоколебимость, то Турция может снова использовать свой «армянский рычаг» в отношении Азербайджана. По большому счету, я не вижу другого поля для крупных уступок, кроме, возможно, Нахичевана, на который Турция уже давно положила глаз.

– На каком этапе находятся турецко-американские отношения? Палата представителей США и комитеты Сената по вооружениям призвали Белый дом ввести санкции против Турции за закупку зенитных ракетных комплексов С-400 российского производства. Комитеты также потребовали запрета на поставки в Турцию американских истребителей F-35. В качестве причины для санкций США против Турции представлен осуществляемый с Россией проект газопровода «Турецкий поток». Комитет по международным отношениям Сената США одобрил законопроект о санкциях против Турции. Документ должен быть одобрен Сенатом и Палатой представителей, а затем подписан президентом США. Какая судьба ожидает этот документ?

– Турецко-американские отношения переживают чрезвычайно сложный период, и я ожидаю, что со временем они ухудшатся еще больше, поскольку Эрдоган в ближайшее время постарается как можно дольше не отступать в вопросе российских систем С-400. Результатом станут дополнительные санкции США в отношении Турции. Вне всяких сомнений, что Конгресс США примет законопроект об установлении санкций на Турцию.

Ранее я неоднократно заявлял, что будущее российско-турецкого военного сотрудничества зависит, прежде всего, от степени противодействия этому со стороны США. Если сегодня США смолчат относительно систем С-400, то завтра Турция может закупить у России самолеты Су-35 или Су-57, а также подводные лодки, с помощью России (Путина) отправить в космос космонавтов и вообще стать космической, а также ядерной страной. А у Эрдогана и Путина имеются крупные планы по военному сотрудничеству, реализация которых во многом будет зависеть от реакции американской стороны.

Обобщение – в следующем номере.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Фото Айка Габриеляна – из страницы Армянского Института международных отношений и безопасности в Фейсбуке

Газета «Аравот», 17.12.2019г 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031