В детстве и юности я очень любил футбол. Когда у нас еще не было телевизора, мы слушали футбольные репортажи по радио. Затем, уже в эпоху телевидения, естественно, по телевидению транслировались не все выездные игры «Арарата», и мы всегда следили за второй половиной игры по общереспубликанскому радио, а иногда последние 20 минут игры – по Радио «Маяку». Ереванские игры на радио и телевидении в «поэтическом стиле» комментировал Левон Даниелян. Мы получали газету «Физкультурник Армении», где читали анализ очередной игры «Арарата», вырезали из газеты таблицы чемпионата СССР и соединяли эти вырезки скрепкой, следя за «продвижением» нашей команды. Мы гоняли мяч у себя во дворах («воротами» служил подъезд здания), а также на множестве игровых площадках различного размере в нашем квартале. (Сейчас из этих полей ни одного – везде понаставлены гаражи). Наши ровесники, которые участвовали в турнирах «Кожаный мяч», пользовались нашим большим уважением.
К чему я все это рассказываю? Просто хочу напомнить, что футбол может развиваться только в условиях всеобщей искренней любви, массового участия и, да, благоприятной экономической ситуации. Талантливые футболисты и тренеры, заботливый президент или исполком Федерации футбола – все это необходимые, но не достаточные условия для роста. На мой взгляд, сегодня в Армении футбол не любят так, как это было в 1960-х и 1970-х годах. В центре внимания людей не сама игра, а игровые ставки, не красота поединка, а именно бизнес. Без бизнеса, без купли-продажи футболистов, без ожидания доходов сегодня, конечно, невозможно представить какую-либо сферу человеческой деятельности. Но бизнес не может быть самоцелью, это, в конце концов, способ преподнесения услуг людей, где «поставщик» и «клиент» должны испытывать взаимные теплые чувства.
В Армении, в дополнение к этим, более или менее «универсальным» недостаткам, все это крайне политизировано: «Такой-то – на стороне Рубена Айрапетяна, тот – против», «этот – человек власти, а тот – нет». Избранного вчера президента федерации футбола люди с оппозиционными взглядами назвали «соросовцем» и даже «проазербайджанским». Мне кажется, что политическая борьба имеет к футболу такое же отношение, как ставки в «азартных играх». В такой атмосфере, даже если у нас будут миллиарды, мы не добьемся успеха.
… Иногда я вижу левого крайнего нападающего «Арарата», играющего под номером 11, Николая Казаряна, с улыбкой переходящего улицу Киевян. Молодежь его не знает.