Завершающийся год наглядно продемонстрировал нам действительность, что «традиционные» представления о региональных реалиях больше не имеют отношения к этой действительности, что «традиционные» враги могут довольно быстро подружиться, а не менее «традиционные» друзья и даже союзники – стать врагами.
Несомненно, это произошло не сегодня, и не в этом году, просто уходящий год был полон событий, которые должны были вызвать революцию в представлениях в государственных и общественных институтах, ответственных за внешнюю политику.
Конечно, изменения в этих представлениях есть, но не революционные, однако, нужно тем не менее констатировать, чти невозможно не считаться с реалиями, и жизнь не может остановиться, даже по части наших представлений.
Тем самым, очевидно, что все четыре наших соседа из четырех вступают в стадию турбулентности, выходы из которой остаются весьма неопределенными, удельный вес конструктивного элемента в этих переменах остается крайне низким, что однозначно является вызовом для Армении. К этому прибавляется обусловленная Брекзитом политическая апатия в Европе, начинающийся процессом импичмента в отношении Трампа предвыборным годом в Соединенных Штатах, что так же не предполагает большого внешнеполитического энтузиазма. Параллельно с этим, в стадию новой неопределенности вступает авторитарная часть постсоветского пространства, которая в значительной мере обусловлена также биологическим старением, интеллектуальным застоем диктаторов и усталостью обществ от лицезрения хождения одних и тех же лиц взад-вперед по телевизору, чувством необходимости политической смены поколений.
Читайте также
Все это не может не приводить в Армении к возникновению чувства, что в действительности мы одни лицом к лицу с вставшими перед нами вызовами, и нам дано преодолеть в одиночку эти вызовы – внутренние и внешние.
Это содержит в себе как большие риски, так и большие возможности. Какими бы «традиционными» ни были риски, связанные как с нашими агрессивными соседями, так и нашими «вековыми друзьями», который, также «традиционно», является главной военной «крышей» этих наших рисков, тем не менее, а также к счастью, по своим внутренним трендам они со своими архаичными идеями и мировоззрением переживают закат, удостаиваясь презрения вовне и удостаивая себя самопрезрением внутри, шаги которых обусловлены не столько здравым смыслом, сколько простой фрустрацией. С одной стороны, такое положение вещей вносит еще большую неопределенность в ситуацию, но с другой стороны, Армении, вступившей на путь реальных реформ, это дает возможность держать эти риски в управляемом русле.
Армения осуществила беспрецедентное перевооружение своих Вооруженных Сил, и в течение наступающего года процесс будет продолжен, усиливая военно-воздушную и противовоздушную компоненты, модернизируя сухопутную, выполнив огромный объем работ в направлении морально-психологического и тылового обеспечения и боевой подготовки.
Конечно, это «жесткая» компонента управления рисками, «последняя возможность», которая дополнялась и в будущем должна быть еще более усилена дипломатической и информационно-коммуникационной компонентами, переоценкой представлений о задачах и путях их решения. И 21-ый век уже исключает «бюрократическую» логику предстоящей работы, согласно которой это забота только и исключительно государственных институтов, причем в закрытом режиме.
Наши возможности полностью позволяют, чтобы была обеспечена прямая, неопосредованная, всеобъемлющая и многоуровневая коммуникация с нашими дружественными соседями – Грузией и Ираном, чтобы посредством исключительно собственного военного и интеллектуального потенциала было обеспечено сдерживание Азербайджана, чтобы формируя и формулируя собственные интересы, Армения углубила диалог по политическим и безопасностным вопросам со всеми значимыми акторами большого региона, которые разделяют наши представления о характере и источниках рисков – от Средиземного мора до Персидского залива, чтобы вооруженная оценками, избавленными от табу, «индийских коров» и стереотипов, и ничем не стесненными расчетами, инициативностью и, в то же время, гибкостью, армянская дипломатия обеспечила благоприятную среду безопасности для революционных реформ и развития в стране.
Нас будут и дальше глубоко беспокоить дикие неоимперские устремления «нео-царя» и неоосманский авантюризм «нео-султана», когда они на короткой ноге подпитывают друг друга, обеспечивая жизнеспособность этих двух исторических недоразумений. Однако, пока они заняты другими мишенями, кроша свои оставшиеся зубы и пуская по ветру свои ресурсы, это обеспечит определенное окно возможностей по времени для Армении, чтобы из этой стадии неопределенности страна вышла существенно усилившейся и с высокой уверенностью в собственные силы, будучи уникальным бастионом свободы и демократии в регионе.
И мы это сможем, и да хранит нас всех Господь. С Новым Годом и Святым Рождеством.
Рубен МЕГРАБЯН
На снимке — внутренний двор Министерства иностранных дел Армении
Газета «АРАВОТ»
25.12.2019г