Степанакерт приветствует шаги Еревана по восстановлению полноценного формата переговорного процесса по Нагорному Карабаху
23 декабря в Ереване состоялось совместное заседание Советов безопасности Армении и Арцаха. Это была вторая совместная встреча, первая из которых состоялась 12 марта этого года в Степанакерте. На совместном заседании Советов безопасности Армении и Арцаха с участием премьер-министра РА Никола Пашиняна и президента Республики Арцах Бако Саакяна присутствовали президент РА Армен Саргсян, высокопоставленные официальные лица Республики Армения и Арцахской Республики.
Краеугольным вопросом совещания была тема карабахского конфликта и проблема безопасности Арцаха. Никол Пашинян счел необходимым заявить, что перемены в Армении существенно увеличили субъектность Арцаха, и подчеркнули равный характер отношений между властями Армении и Арцаха: «Очевидно, что никакого существенного прогресса в арцахской проблеме невозможно достичь без наличия и выражения доверия со стороны населения. С этой точки зрения более чем существенно мнение проживающих в зоне конфликта людей, поскольку именно они будут непосредственными бенефициарами выгод и рисков, связанных с каким-либо вариантом мирного урегулирования. Эти реалии более чем подчеркивает роль народа Арцаха и избранных им властей в процессе мирного урегулирования».
Он напомнил, что с самого начала переговорного процесса подчеркивалось участие избранных представителей Арцаха в переговорном процессе, и в этом плане очень странно, что во многих случаях мы слышим от некоторых структур негативные оценки в связи с происходящими в Арцахе выборами. Он заверил, что Армения и впредь будет выступать гарантом всеобъемлющей безопасности Арцаха, напомнив о своем известном выступлении на Степанакертской площади 5 августа.
Читайте также
Говоря о нарушениях режима прекращения огня, которые, по его словам, ставят под угрозу гражданское население зоны конфликта и подрывают мирный процесс, Пашинян добавил: «В сложившейся ситуации необходимо последовательно осуществлять договоренности о прекращении огня, в том числе путем наращивания возможностей офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Не менее важны программы по подготовке народов к миру, в рамках которых состоялся обмен журналистами. В отличие от контактов между людьми в рамках других программ, этот обмен был проведен не по схеме той или иной третьей стороны, а через государственные органы сторон конфликта».
Говоря о трех Мадридских принципах и шести элементах, Пашинян еще раз подчеркнул, что они нуждаются в разъяснении: «Здесь для нас первостепенное значение имеет вопрос статуса Арцаха. Позволяют ли предлагаемые принципы и элементы сохранять и развивать статус Арцаха за пределами суверенитета, территориальной целостности Азербайджана, или эти принципы и элементы предназначены для ограничения права народа Арцаха на самоопределение, как утверждает Азербайджан? Как я уже отметил, толкование этого вопроса со стороны сопредседателей Минской группы существенно отличается от толкования Азербайджана, что дает основания для оптимизма в отношении предлагаемой переговорной основы. В любом случае, в конце концов, Армения и Арцах должны договориться с Азербайджаном, следовательно, необходимо двигаться от разночтений к формированию общего восприятия».
Он предупредил, что если Азербайджан пытается сделать реализацию права на самоопределение или неприменение силы относительным, то относительным становится и третий принцип, и, в итоге, продолжается та ситуация, которая у нас есть сегодня: «Безопасность Армении, Арцаха и армянского народа в целом требует предсказуемой атмосферы и сценария урегулирования конфликта. Тот подход, согласно которому урегулирование конфликта призвано удовлетворить только максималистские требования и потребности одной из сторон, является тупиковым, и именно в результате такого подхода получается так, что несмотря на усилия армянской стороны и сопредседателей, в течение последних 25 лет не удается урегулировать конфликт. Думаю, целью предметных обсуждений должно быть, прежде всего, установление согласованных принципов разрешения конфликта не только в названиях принципов, но и в их содержании. Но я также считаю необходимым отметить, что любые попытки представить возвращение к статусу-кво 1986-87 гг. или его любой модификации в качестве решения конфликта напрасны и не вытекает из сути и содержания конфликта».
Пашинян подчеркнул, что на концептуальном уровне урегулирования арцахской проблемы нами был предложен очень простой, логичный и понятный принцип: любое решение арцахской проблемы должно быть приемлемым для народа Карабаха, народа Армении и народа Азербайджана. «К сожалению, мы до сих пор не слышали такого заявления от лидера Азербайджана, и я считаю, что все международные структуры и партнеры, заинтересованные в урегулировании конфликта, должны поставить перед собой задачу побудить президента Азербайджана сделать такое заявление, согласиться с понятной и логичной формулой, потому что такое восприятие, согласно которому сценарий урегулирования конфликта должен удовлетворить одну из сторон и игнорировать интересы двух других сторон, приведет к тому, что в переговорном процессе мы будем топтаться на месте. Более того, я думаю, что все поняли, что у карабахского конфликта нет военного решения. Подобные попытки будут иметь катастрофические последствия в первую очередь для Азербайджана…», – подчеркнул он.
Таким образом, Пашинян закрывает 2019 год укреплением позиции армянских сторон, оставляя на Алиеве ответственность за отсутствие прогресса в переговорах, в том смысле, что он до сих пор ни разу не выступил с каким-либо заявлением по поводу уступок со стороны Азербайджана.
Целью Пашиняна было также констатация единства политических элит Армении и Арцаха. И получил ответ на этот вопрос на уровне президента Арцаха Бако Саакяна. Бако Саакян также подчеркнул, что Армения и Арцах являются двумя неотъемлемыми частями единой родины, и у нас есть общие цели и общее видение в решении важнейших проблем: «В этом плане совместные заседания Советов безопасности позволяют всесторонне обсудить проблемы, с которыми мы сталкиваемся, найти оптимальные решения и принять обоснованные решения. Думаю, обсуждения в таком формате будут постоянными и станут одной из основных платформ для рассмотрения вопросов нашей национальной повестки дня».
Б. Саакян также отметил, что Армения является главным гарантом безопасности и нормального развития Арцаха: «Одним из важнейших императивов, с которыми мы сталкиваемся, является продолжительное углубление и расширение внутриармянского единства.
Естественно, что безопасность Арцаха была и остается одной из главных задач. Вместе мы проводим большую работу по укреплению обороноспособности нашей Родины, последовательно повышаем эффективность Вооруженных сил и улучшаем социальные и бытовые условия военнослужащих. И тот факт, что некоторые вопросы армейского строительства сейчас включены в повестку дня совместного заседания Советов безопасности, является ярким тому подтверждением».
Говоря о карабахском конфликте, Бако Саакян подчеркнул, что подходы Степанакерта остаются неизменными: «Мы выступаем за мирное урегулирование конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, полноценное участие Республики Арцах на всех этапах переговорного процесса. Мы приветствуем политику официального Еревана и шаги по восстановлению полноценного переговорного формата в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Конечно, мы реалисты и понимаем, что восстановление полноценного формата – это сложный и времяемкий процесс».
В то же время Б. Саакян счел необходимым подчеркнуть, что одной из важнейших задач армянской дипломатии является необходимость представления Арцаха как суверенного геополитического фактора и субъекта, что, в свою очередь, расширяет наши возможности для осуществления более гибкой политики: «Все это прекрасно осознает также наш противник, прибегая к различным манипулятивным ухищрениям. К их числу относятся, в частности, непрерывные спекулятивные попытки представить так называемую азербайджанскую общину в качестве отдельного субъекта и втиснуть ее в переговорный процесс. Тем самым они пытаются препятствовать восстановлению полноценного формата и параллельно перенести факт становления Арцаха как независимого и состоявшегося государства из реальной в виртуальную плоскость. Естественно, мы должны нейтрализовать все эти попытки, взаимодействуя и правильно распределяя наши действия».
Фактически президент Арцаха представил ту опасную игру, которую азербайджанская сторона пытается внедрить в переговорный процесс, уравнивая Республику Арцах и «азербайджанскую общину». В каком-то смысле он дал понять также и официальному Еревану, что на этом поле нужно играть осторожно.
В конце президент Арцаха заявил: «Не может быть возврата к прошлому – будь то с точки зрения статуса или с точки зрения границ. Ни один вариант урегулирования не может поставить под угрозу безопасность Республики Арцах и ее нормальную жизнедеятельность. Это те планки, которые никогда не должны быть снижены, и те красные линии, которые никогда не должны быть нарушены». Примечательно, что Бако Саакян поприветствовал готовность Армении «оказать эффективную поддержку для проведения этих выборов на должном уровне и вовлечении наблюдательных миссий из разных стран».
Вовсе неслучайно, что президент Азербайджана Ильхам Алиев считает 2019 год потерянным для урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. В интервью четырем основным телеканалам страны он выразил недовольство армянской стороной, обвинив власти Армении в «неконструктивной» позиции. «Власти Армении занимают деструктивную позицию, и никакого серьезного прогресса в ходе переговоров достигнуто не было. Противоречивые и опровергающие друг друга заявления руководства Армении, конечно же, вызывают и удивление, и сожаление. Мы все хорошо помним, что новое руководство Армении на начальном этапе поставило вопрос о том, что Азербайджан должен вести переговоры с Нагорным Карабахом… Все это – абсурдные мысли, потому что 90 процентов находящихся сегодня в Нагорном Карабахе воинских подразделений формируются из граждан Армении.
Власти Армении заявляют, что Азербайджан должен вести переговоры с Нагорным Карабахом. Это абсурд. Сегодня 90% военнослужащих НКР являются гражданами Армении, поэтому переговоры ведутся между Азербайджаном и Арменией», – сказал он, и обобщил: «Формат переговоров в 2019 году остался неизменным, несмотря на все попытки армянской стороны его изменить. Я думаю, что это наш дипломатический успех».
ЭММА ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
28.12.2019г