Очередная эскалация отношений между Ираном и США, как всегда, удостоилась самых крайних оценок в армянских реалиях. Среди нас есть поклонники США и даже лично Трампа, которые приветствуют «уничтожение террориста». Среди тех, кто придерживается такой точки зрения, большое число составляют иранские армяне, живущие в Лос-Анджелесе, которые переехали в Соединенные Штаты после Исламской революции 1979 года. Для них, чем хуже для их бывшей страны, тем лучше. (Знакомая позиция, не так ли, в том же Лос-Анджелесе есть думающие точно так же бывшие жители Армении). Противоположной крайностью является то, что «воплощающие мировое зло Соединенные Штаты (и Израиль) заговорщически убили героя, который чуть не в одиночку уничтожил «Исламское государство».
На самом деле мы имеем дело с государствами и их политическими интересами. А политика – это такое дело, где, как говорится, не плов раздают. В то время как война, как сказал в XIX веке один немец, является продолжением политики другими средствами. Политика, однако, является меняющейся категорией, и тем более не вечны те или иные лидеры, принимающие правильные или ошибочные решения. Вечными (или, по крайней мере, крайне долгоживущими) бывают народы. И да, в данном случае речь идет о двух народах, дружественных нам, армянам. Как всегда, я и в этом случае стараюсь не обвинять, а понять, объяснить.
Древний китайский мудрец Лао Цзы сказал: «Никогда не осуждайте человека, если вы не прошли долгий путь в его обуви». Давайте мысленно «пройдемся в американской обуви». Эта нация была сформирована с осознанием своей исключительности и выполнения в мире своей миссии по распространению определенных идеалов. Создала самую передовую в мире экономику, технологии, облегчающие жизнь миллионам людей, и, по ее мнению, высокие стандарты демократии. Самолюбие этой нации было уязвлено в 1979 году, когда в Тегеране, по мнению американцев, мусульманские фанатики в течение 444 дней удерживали их дипломатов в качестве заложников. Американцы пережили крупную трагедию 11 сентября 2001 года, когда в результате террористической атаки погибло около 3000 мирных жителей. Средний американец вряд ли сумеет отличить Усаму бен Ладена от Касема Сулеймани, а «Хизбаллу» и «Хамас» от «Аль-Каиды» или «Исламского государства».
Давайте также походим и в «иранской обуви». Сорок лет назад этот народ, по их мнению, добился возможности жить самостоятельно и независимо, освободился от диктата внешних сил, создал государство, порядки в котором ему нравятся, соответствуют его культурным представлениям. Иранцы убеждены, что их чаяниям мешают в регионе Израиль и в мире – Соединенные Штаты. В частности, США делают все возможное, чтобы подавить свободу иранского народа, применяя ничем не обоснованные санкции. И тогда Трамп решает убить их генерала, влиятельного командира, причем совершает это на территории другой страны, осуществив воздушную атаку. Подобное, по мнению иранцев, нельзя оставить без ответа.
Читайте также
Страсти, таким образом, обострились, эмоции достигли высокого накала. Если, не дай Бог, жертвами «ответных действий» на Ближнем Востоке станут американские военнослужащие, ситуация ухудшится еще больше. Здесь, конечно, важно, чтобы этим страстям не поддались государственные деятели. В США должны иметься государственные, конституционные механизмы, которые умерят эксцентричность их президента. В Иране, я полагаю, найдутся силы, которые удержат эту страну от бедствий.