Голос Америки. Президент России Владимир Путин нанес визит в Стамбул, где провел переговоры с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. Затем оба лидера на официальной церемонии дали старт работе газопровода «Турецкий поток». В церемонии также приняли участие президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр Болгарии Бойко Борисов.
Проект был осуществлен вместо «Южного потока», строительство которого заблокировал Евросоюз, в результате чего Россия понесла серьезные финансовые потери.
Путин и Эрдоган также выразили озабоченность напряженной обстановкой, сложившейся в регионе после ракетного обстрела Ираном баз в Ираке, на которых размещены американские военнослужащие, в ответ на ликвидацию генерала Корпуса стражей исламской революции Касема Сулеймани, и призвали все стороны к диалогу.
Выступая на церемонии, Путин сказал, что российско-турецкое «стратегическое партнерство» развивается практически во всех сферах, несмотря на то, что «ряд международных игроков» пытались этому помешать. Кроме того, он назвал «Турецкий поток» примером взаимодействия и сотрудничества «на благо народов всего мира».
Читайте также
В свою очередь, Эрдоган заявил, что «напряженность между США и Ираном достигла опасного уровня». По его словам, Турция не хочет, чтобы регион Персидского залива стал ареной новой войны. Он также выразил надежду на то, что с помощью России удастся преодолеть возникшие в регионе сложности.
Протяженность газопровода, проложенного по дну Черного моря, составила 930 километров, а общая мощность 31,5 миллиард кубометров газа в год. Газ будут получать как непосредственно Турция, так и страны Южной и Юго-Восточной Европы. С начала года он уже стал поступать в Грецию и Северную Македонию.
Аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин считает, что «Турецкий поток» – заведомо убыточный проект. По его мнению, Россия с его помощью добилась только того, что в качестве транзитного государства получила вместо Украины Турцию.
«Но Турция очень капризна в этом смысле, – утверждает он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – И она уже не раз показывала, как в случае, например, с так называемым «Голубым потоком» через Черное море, что готова использовать свое положение как транзитера и как покупателя российского газа для того, чтобы сбивать цены и диктовать условия поставщику. Это гораздо более непредсказуемый партнер, чем Украина».
Строительство «Турецкого потока» было исключительно политическим решением, чтобы обойти Украину и наказать ее, констатирует аналитик: По его словам, денег налогоплательщиков на это не жалели: «Когда мы сейчас читаем, что «Турецкий поток» обошелся якобы в 7 миллиардом евро, то не стоит упускать из вида то, что к нему надо было через всю Россию – с Ямальского полуострова, из Арктики – проложить новый газотранспортный коридор. А стоимость его измеряется несколькими десятками миллиардов. Так что это невосполнимые потери, которые понес «Газпром», просто из-за каприза – одного транзитера поменять на другого».
Как представляется Михаилу Крутихину, это был чисто политический проект, на котором, хорошо нагрели руки подрядчики, строившие газотранспортный коридор. Никакого другого смысла в нем не было совершенно, уверен он.
В Стамбул Путин прибыл прямиком из Дамаска, где вместе с министром обороны РФ Сергеем Шойгу встречался с президентом Сирии Башаром Асадом. Переговоры российского и турецкого президентов прошли при закрытых для прессы дверях. Они говорили тет-а-тет в присутствии переводчиков, так что о содержании их беседы можно лишь догадываться.
Турецкий политолог Керим Хас полагает, что главной темой переговоров стали проблема безопасности и «южный фронт» Турции. По его оценке, тема Сирии является первостепенной во взаимоотношениях двух стран. «Не зря Владимир Путин прилетел в Стамбул из Дамаска, – подчеркнул он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Это даже не внешнеполитический намек – в нынешней ситуации громче и серьезнее заявить невозможно. Начавшийся год, очевидно, будет полон сирийской проблематики».
Керим Хас также считает, что президенты непременно затронули тему Ливии, где Анкара и Москва поддерживают противоположные стороны. Как ему кажется, переговоры здесь должны были стать непростыми. «На фоне того, что Турция официально объявила об отправке своих войск (в Ливию) и увеличивает свою военную поддержку правительству Фаиза Сараджа, недовольство России, безусловно, будет высказано на переговорах. К тому же, по некоторой информации, Анкара оказывает поддержку джихадистским силам в Ливии, что привело к потере как минимум 10 бойцов российского ЧВК «Вагнер»».
Безусловно, не была обойдена вниманием и ситуация на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива, убежден политолог. С его точки зрения, после устранения генерала Сулеймани и иранских атак на базы США в Ираке роль России в регионе может усилиться.
На снимке — президент РФ Владимир Путин и президент Реджеп Эрдоган на церемонии открытия газопровода «Турецкий поток». Стамбул, 8 января 2020г. (фото — Голос Америки)