15 января 2020 года в Краматорске (Донецкая область, Украина) состоялся круглый стол «Реинтеграция Донбасса. Европейский взгляд».
Международный круглый стол стал символическим подведением итогов трехдневного визита на Донбасс делегации, которую возглавляли Послы четырех, аккредитованных в Украине стран Европы: Латвии, Литвы, Эстонии и Польши, отмечается в пресс-релизе организаторов.
«Программа визита была обширной. Посещение как Донецкой, так и Луганской областей, общение с областными администрациями, активистами, волонтерами, военными. При чем визит предусматривал не только посещение Северодонецка и Краматорска, где сейчас находятся органы власти и самоуправления областей, но и линию соприкосновения с оккупированными территориями, контрольный пункт въезда-выезда Майорск, где происходило общение с людьми, которые проживают на оккупированной территории и приезжают на свободную территорию Украины для получения пенсий и социальных выплат», — говорится в сообщении.
Отмечается, что состоялась передача гуманитарной помощи, собранной в Балтийских и Скандинавских странах и привезенная латвийскими военными. 15 января в круглом столе приняли участие кроме членов делегаций приглашенные ведущие эксперты и журналисты.
Читайте также
«Как будет проходить реинтеграция? Какова роль Запада? Что будет делать Москва в условиях когда Украина имеет сотни километров «открытой» границы с довольно сильным противником, который в случае реализации Киевом «хорватского сценария» может задействовать против нас всю свою военную мощь. В этой ситуации Украине не остаётся ничего другого как продолжать двигаться в фарватере Минских соглашений», — отмечается в итоговой части сообщения и подчеркивается: «А это значит, что на нынешнем этапе «украинским сценарием» является «мирная реинтеграция» Донбасса. Одной из главных проблем «мирной реинтеграции» безусловно есть организация и проведение будущих выборов на территории ОРДЛО. Очевидно, что это может произойти только после полного прекращения огня по всей линии фронта, вывода российских войск с территории Украины, разоружение и расформирование местных бандформирований, а также установления тотального контроля украинскими войсками (или как вариант – международными миротворческими силами, не из СНГ) над украино-российской границей».
Как отмечают организаторы, «очень бы хотелось, чтобы и наши западные партнеры мыслили приблизительно также и не пытались рассматривать вопрос выборов на Донбассе через призму «общепринятых правил», которые работают на территории благополучных государств или стран, где происходит гражданский конфликт, а не оккупация как в нашем случае. На этом фоне не менее важной является «реинтеграция людей» — они должны уже сегодня захотеть вернуться в Украину».
29 октября прошлого года президент В.Зеленский на Форуме RE:think в Мариуполе высказал достаточно четко очерченные вещи. Например, что реинтеграция Донбасса будет происходить на основе специально разработанной Стратегии и должна включать четыре составляющие: прозрачность (которая видится как умение государства объяснить свои шаги и инициировать вместе с гражданским обществом диалог), консенсус (который должен возникнуть в результате этого диалога), реализм (предусматривает, что общество осознает что легких путей возвращения Донбасса и Крыма не будет) и имплементацию (способность государства воплощать в жизнь запланированное, то есть реальные шаги и результаты деятельности, которые заметны и понятны людям). Первой составляющей реинтеграции должна стать справедливость, особенно в вопросах переходного правосудия, восстановления прав жертв конфликта и привлечения к ответственности виновных в военных преступлениях. И уже тогда реинтеграция путем возвращения оккупированных территорий в единое пространство с Украиной. А сама реинтеграция предусматривает четкие дефиниции, правила, сроки. Побороть же страх, посеянный антиукраинской пропагандой (напрямую из Москвы или оккупационными «СМИ»), должна информационная политика государства и воспитание медиа-грамотности, отмечается в пресс-релизе.
Насколько реальна реинтеграция, есть ли ей альтернатива? Ведь после встречи в Нормандском формате в Париже 9 декабря 2019 года отчетливо видна неспособность российской стороны к компромиссам и сохранение извращенного толкования Москвой Минских договоренностей. И тут важно понимание со стороны Запада, что Москва всячески пытается уйти от ответственности, навязать и в Украине и в мире тезис о «гражданской войне» в Украине и посадить Киев за стол переговоров с «ДНР-ЛНР», а для этого устроить очередное обострение на Донбассе, чтобы влиять на Украину.
«Вообще же в гибридной войне целью Кремля является вся территория Украины. При чем используются разнообразные методы: где-то «зеленые человечки» и иногда «ихтамнеты», незаконные вооруженные формирования из числа граждан Украины, всюду информационное влияние и увеличение факторов дестабилизации, экономическая война в разных формах, коррумпирование чиновников и силовиков. И потому есть «План Б», о котором тоже сказал Зеленский. А именно отделение оккупированных территорий «постройка стены». Но в том и вопрос. Понятно, что отрыв от оккупированных территорий Донбасса не способствует урегулированию и реинтеграции. В краткосрочной перспективе это даст преимущества. Украина окончательно переложит ответственность за ситуацию на неконтролируемых территориях на РФ как на государство-оккупанта. Но эксперты говорят о том, что обеспечение перемещения на подконтрольную территорию страны всех граждан Украины, кто желает этого, предоставления им жилья, работы и социальной защиты очень сильно ударит по Украине. В психологическом плане это отдалит реинтеграцию еще больше, те кто останется на оккупированных территориях окончательно перестанут ассоциировать себя с Украиной, пока же их привязывают документы, социальные выплаты, возможность посещать свободную территорию через КПВВ для закупок. Потому «План Б» может быть реализован лишь когда все возможности для деоккупации, демилитаризации, установления контроля над границей и реинтеграции оккупированной территории исчерпаны», — говорится в заключение сообщения о Круглом столе в Краматорске.