Недавно я смотрел американский сериал, один из эпизодов которого был следующим. Во время промежуточных выборов в Конгресс США наблюдатели от республиканцев и демократов на довольно-таки повышенных тонах спорят на политические темы. Это происходит рядом с избирательными участками. Согласно законодательству США, во время выборов о политических вопросах можно говорить только в 50 метрах от избирательного участка. Внезапно там же появляются неонацисты (расисты) и устраивают демонстрацию с соответствующими лозунгами. И политические противники тут же забывают о своих противоречиях и объединяются против демонстрантов.
Вы скажете, что это прямая пропаганда американских ценностей. Может и так. Но это пропаганда, которая указывает на «красные линии» – границы, выходя за которые превращаешься в маргинала (вне поля). «Красные линии», кстати, возникают не просто так, их добиваются, за них борются, что конкретно в данном случае и делал Мартин Лютер Кинг и тысячи его сторонников в 1950-х и 60-х годах.
Наше государство не имеет 250-летней непрерывной истории, и поэтому в обществе также нет традиции красных линий. Единственная «красная линия», которая сформировалась за последние 30 лет, заключается в том, что Арцах не может быть в составе Азербайджана (формированию этой «линии» в значительной степени способствовала политика соседней страны). Такая ситуация закономерна, потому что Третья республика идеологически была сформирована во время демонстраций, посвященных карабахской проблематике, и эта проблема была более глубже «проработана» «отцами-основателями» государства (Комитетом «Карабах») . Остальные направления «не разработаны». В частности, Комитет «Карабах» и все последующие власти не особенно интересовал вопрос о том, на каких моральных принципах должно основываться наше государство, что должно однозначно отвергаться общественностью.
Является ли применение насилия «красной линией» в решении внутриполитических вопросов? Нет, члены группы, осуществившие вооруженный захват полицейского полка и убившие, по крайней мере, одного полицейского, весьма гордятся своим «героизмом», и эта гордость разделяется значительной частью общественности.
Читайте также
Является ли «красной линией» использование правоохранительной системы в политических целях? Нет, это не проблема для любого армянской власти – есть убежденность, что те, кто является «черным», должны преследоваться «любой ценой».
Является ли «красной чертой» уважительное отношение к оппоненту в ходе политических (парламентских) дебатов и использование сдержанной, цивилизованной лексики? Нет, политические силы поощряют прямо противоположный подход.
За эти годы я в своей жизни добавил множество «красных линий». Но это вовсе не ограничивает мою свободу. Происходит обратный процесс, потому что эти линии строятся изнутри, а свобода ограничивается извне. Чем больше внутренних барьеров, тем больше люди безразличны к внешнему (включая общественное мнение) принуждению.