Основной и, по-видимому, окончательной версией смерти бывшего главы СНБ Георгия Кутояна является самоубийство. Это, конечно, значительно снижает вероятность спекуляций любой из сторон. Но теперь, как мы видим, пропагандисты нашли себе «занятие» в безосновательных утверждения, что Кутояна довели до самоубийства либо Серж Саргсян, либо Никол Пашинян.
Но если отвлечься от информационного шума и принять, что официальная версия верна (а в данном случае я склонен в это верить), то причины могут быть как личными, так и, так сказать, «общественными». Углубляться в первое, мне кажется, неправильно и недостойно.
И «публика», я думаю, может направить свой интерес на констатацию важных явлений. Знающие Георгия Кутояна утверждают, что он, будучи порядочным и ответственным человеком, чувствовал вину за то, что не предвидел и не предотвратил революцию 2018 года. Весьма вероятно, к этому добавлялись рассуждения бывших «дворцовых властителей», представленные в «условной форме»: «Вот если бы я тогда был главой СНБ, я бы поступил вот так». Это действительно пустые разговоры. Единственным «ответственным» за революцию является Серж Саргсян, точнее его решение продолжить руководить страной в качестве премьер-министра. «Отягчающим обстоятельствам» стало изменение с этой целью конституции страны, и перед тем, как изменить ее, третий президент объявил, что не будет баллотироваться на пост премьер-министра. В комментариях к шахматным партиям после таких ходов ставятся три вопросительных знака (???), что означает – «шаг, сразу же ведущий к немедленному поражению».
Те, кто заверяли в 2015–2017 годах, что операция «изменение конституции – несменяемость лидера страны» пройдет гладко (в их числе возможно и Георгий Кутоян), несут ответственность едва на 1 процент. До сих пор РПА не высказывалась об этом вслух и прямо, жалуясь на популизм революционеров и какие-то «технологии». Они бы не сработали, если бы не гнев подавляющего большинства граждан, против которых были бессильны СНБ или любое другое государственное учреждение. Но я не удивлен в том, что бывшие властители ищут виноватых, человеческая психология специально изыскивает причины поражения в некоторых «болезненных мелочах», а не в фундаментальных ошибках.
Читайте также
Что касается самовосхвалений, «вот если бы это был я, то поступил бы вот так», то это мне знакомо: Люди часто подсказывают и мне, например, как следует вести интервью: «А почему ты не произнес вот то…». Это немного похоже на то, как если бы я заявил: «Если бы я был на месте Генриха Мхитаряна, то в том эпизоде ударил бы левой ногой, а не правой». Однако самым трудным является «оказаться на месте Генриха Мхитаряна» – для этого нужно тренироваться каждый день не менее 20 лет.