По меньшей мере три эпизода последних дней, которые в своей основе взаимосвязаны и объединены единым замыслом, выставили напоказ стремление режима Алиева экспортировать армянофобию из Азербайджана в Европу и на Ближний Восток.
Конечно, все три завершились полным и скандальным провалом, однако, они дают повод для серьезных размышлений, и не только армянам и Армении.
Прежде всего, это позорная российско-азербайджанская история в связи с одаренной армянской оперной певицей Рузан Манташян, которую организаторы «Дрезденского бала» пригласили участвовать, затем усилиями азербайджанского певца Юсифа Эйвазова отозвали приглашение, поскольку азербайджанец отказывался выходить на одну сцену с армянкой. В первую очередь голос знаменитой армянской певицы Асмик Папян поднял волну возмущения в Европе, и организаторы, чтобы увернуться от греха подобного «классического» нацистского поведения, сгладили произошедшее: Рузан Манташян была «переприглашена» и выступит в Дрездене в феврале.
Примечательным здесь является то обстоятельство, что Эйвазов, будучи также супругом покровительствуемой российскими властями оперной певицы Анны Нетребко, в свою очередь пользуется протекцией семьи Алиевых, а организатор фестиваля «Дрезденский бал» известен своей иррациональной любовью к путинскому режиму. И всей этой «машине» почти удалось испортить выход Рузан Манташян на сцену. Однако, как мы видим, вся затея для всех злоумышленников имела позорный финал, а самым известным представителям оперного искусства Европы стало известно, где и какие нравы царят. В самой России произошедшее также было воспринято с возмущением со стороны музыкальных критиков, а Эйвазова публично защитила лишь одна персона – имеющая армянское происхождение Сати Спивакова, которая критику со стороны армян и неармян по поводу произошедшего назвала «бредом»… и да ладно, оставим это на ее совести.
Читайте также
Второй эпизод – «армяно-украинская» история, связанная уже с одним мероприятием в Баку в рамках Восточного Партнерства ЕС, на которое были приглашены ответственные за международное сотрудничество МВД стран-членов. Очередное мероприятие, в котором Армения и не могла принять участие, было организовано «Европейским колледжем безопасности и обороны» (ECSD), который является структурной единицей Европейской службы внешних действий. Но получилось так, что руководителем делегации Украины была утверждена Мэри Акопян, занимающая должность главы Департамента международного сотрудничества МВД Украины. И режим Алиева в очередной раз «заблистал» своей пещерной дикостью, воспретив ее приезд в Баку. Украинские власти, к их чести, назвали вещи своими именами, направив письмо в Брюссель, в котором, невзирая на «союзническую» риторику в отношениях Киев-Баку и усилия Баку «втереться» в тему территориальной целостности Украины, отмечается следующее: «Азербайджанская сторона демонстрирует нежелание интегрироваться в общее проевропейское пространство. Указанный случай создает прецедент недружественного отношения к Украине». МВД Украины попросило Делегацию (посольство) ЕС «рекомендовать Европейскому колледжу безопасности и обороны воздержаться в дальнейшем от проведения мероприятий на территории Азербайджанской республики».
Из всего этого возникает простой вопрос: в чем смысл проводить какое-либо мероприятие в рамках Восточного Партнерства ЕС в Баку? Что это дает Брюсселю, и в чем может состоять политическая выгода от этого? Во-первых, если организуется мероприятие, то логично, что организаторы изначально должны быть заинтересованы в его успехе. Следовательно, о каком успехе может даже идти речь, когда Армения в этом не будет участвовать по причине невозможности? Более того, не довольствуясь этим, Баку может запросто наплевать на европейские ценности, демократические принципы и вообще на понятие цивилизованности и запретить въезд в страну всем лицам, чьи фамилии оканчиваются на «-ян». И Брюссель должен это проглотить, продолжать отношения «as usual» с режимом с таким нацистским поведением и считать, что ничего особенного не произошло? Имеют ли европейские политические круги принципиальность в той степени, как Асмик Папян и другие знаменитости европейской оперы, чтобы назвать вещи своими именами – поживем увидим. Но здесь во многом армянской дипломатии есть что делать, поскольку если это не нацизм, то что такое нацизм? И кто должен задавать этот вопрос в Европе, если не дипломатия?
Третий эпизод связан с публикацией от 21 января в израильском издании The Jerusalem Post довольно грязной и лживой статьи, в предисловии которой отмечается, что «несмотря на то что немцы продолжают признавать, противостоять своему мрачному прошлому и каяться за него, однако, литовцы, армяне, поляки и другие переписывают и искажают свою роль в этой трагичной истории». Затем вся статья посвящена теме, которая, казалось бы, должна была быть сочтена закрытой. Но нет. Долго и нудно излагается, какой «плохой» Гарегин Нжде и какой «хороший» некий азербайджанский солдат, который погиб в Карабахской войне и имел еврейское происхождение, и что в Армении «процветает» антисемитизм.
Конечно, смысла нет теперь так же долго и нудно излагать опровержение всех «аргументов», приведенных в статье, и еще доказывать обратное, только напомним несколько обстоятельств. Прежде всего, процитируем руководителя Еврейской общины Армении Римму Варжапетян-Феллер, которая на прошлой неделе открытым текстом заявила, что «в Армении нет и не может быть антисемитизма», сколько бы некоторые не утверждали обратное. Во-вторых, в Карабахской войне на армянской стороне воевали также и евреи, и самый выдающийся из них – герой войны, генерал-лейтенант, доброй памяти Анатолий Зиневич, который занимал должность начальника Главного штаба Армии Обороны Арцаха и лично участвовал во многих боевых операциях, затем, после войны, он был назначен первым заместителем министра обороны Армении и занимал эту должность до своей кончины. Да, он свободно владел идишем, гордился своим еврейским происхождением, его бюст установлен в Степанакерте, и трудно представить, что такое возможно в стране, где «есть антисемитские настроения». И, наконец, самым главным ответом на все это стал визит президента Армении Армена Саргсяна в Израиль и участие в мероприятиях памяти Холокоста в мемориале Яд-Вашем в Иерусалиме, его встреча с президентом Израиля Реувеном Ривлином, посещение им Собора Сурб Акоб на вершине горы Сион, Храма Воскресения Христова на Голгофе.
Вот заявление президента Израиля: «Я думаю, что замалчивание того, что произошло в 1915 году, привело к тому, что у нас было в 1931, 1936, 1942 годах, к тому, что произошло во время Холокоста». Президент Саргсян сказал следующее: Прежде всего, у нас много общих ценностей, и у нас очень похожий исторический путь, который продолжается и по сей день. Мы также народы, которые предпочли жизнь смерти. Смерть всегда преследовала нас исторически, но жизнь всегда была с нами. Я тоже здесь, чтобы посмотреть на жизнь».
И все это произошло всего лишь через пять дней после публикации той позорной статьи – 26-го января. Как мы видим, и на этом направлении лоббинг Алиева не сработал.
А вообще, понятно стремление Баку быть представленным как «толерантная» страна, что на фоне армянских погромов в Баку задача нерешаемая; быть представленным как «демократическая» страна, что также задача нерешаемая, когда сын КГБ-шника делает нечто, что не позволяет себе даже Ким Чен Ын, назначая супругу первым вице-президентом; быть представленным как страна, «борющаяся во имя свободы», затевая в Брюсселе мероприятие, посвященное событиям 20-го января 1990г в Баку, замалчивая при этом об убийствах армян в течение предшествующей этому недели, а также произошедшее через два месяца, когда Азербайджан стал единственной страной на Кавказе, принявшей участие в референдуме и почти единогласно проголосовавшей за сохранение Советской империи; и наконец, быть представленным вообще «хорошей» и «цивилизованной» страной, очерняя при этом армян, и это тоже нерешаемо, поскольку на этом пути сама чернеет до основания. Это понятно, ведь в Азербайджане так и не понимают, что на улице 21-ый век, невозможно весь мир держать за дураков, и нет вины армян в том, что там терпят криминальную семью, которая ими «правит» с 1969 года, и что им кажется, что труба есть – ума не надо.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
28.01.2020г