Пока Пашинян официально не объявлял, что Армения отвергла Мадридские принципы
Премьер-министр РА Никол Пашинян, коснувшись на прошлой неделе истории урегулирования нагорно-карабахского конфликта, вновь затронул тему наследия Сержа Саргсяна. Он процитировал недавнюю статью в прессе о том, на каком этапе Серж Саргсян оставил переговорный процесс по Карабаху. Пашинян по пунктам прошелся по этому наследию и отметил, что, поскольку относительно этого не поступило никаких опровержений, речь в том числе идет и о возвращении семи районов Азербайджану, при условии сохранения коридора, связывающего Карабах с Арменией.
Он привел параграфы из этой статьи: «Абзац первый, три основных абзаца. Конечными целями всеобъемлющего урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта являются (в том виде, в каком они взаимосвязаны) – возвращение Азербайджану 7 регионов – Агдама, Физули, Джебраила Зангелана, Кубатлы, Кельбаджара и Лачина, при условии сохранения коридора связи между Нагорным Карабахом и Арменией.
Определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха посредством всеобщего волеизъявления народа, что является юридически обязывающем и в соответствии с нормами и принципами международного права, в согласованные сторонами сроки и под эгидой ООН или ОБСЕ, при условии: поставленный на голосование вопрос не должен быть ограничен и может включать в себя все параметры и варианты, касающиеся статуса. Полное урегулирование в регионе политических, торгово-экономических и гуманитарных отношений, восстановление добрососедского сотрудничества, обеспечение полной стабильности региона Южного Кавказа.
Читайте также
Абзац второй. Переселенцы, при содействии международного сообщества, покидают территории пяти районов, упомянутых в пункте 1. Гражданские власти Азербайджана вступят в эти районы после того, как в них войдут международные миротворческие силы, а вооруженные силы, развернутые в настоящее время в этих районах, будут выведены. Миротворческие силы будут располагаться вдоль административных границ бывшего Нагорно-Карабахского автономного района, за исключением части, состоящей из Кельбаджарского и Лачинского районов.
Абзац третий. Кельбаджарский регион останется под переходным мониторингом ОБСЕ. В то же время параллельно с вышеупомянутыми мерами до окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта ему должен быть предоставлен временный статус, который будет гарантировать организацию его повседневной жизни», – сказал Пашинян, отметив, что на столе переговоров находится такое наследие.
«Теперь нас обвиняют в утрате этого наследия. В тот момент, когда Республика Армения захочет продолжить переговоры с этой точки, международное сообщество не создаст никаких проблем. Я предлагаю всем кандидатам в президенты Арцаха сказать, является ли приемлемым для них этот текст, пусть армянский народ и народ Арцаха скажут, приемлем ли он или нет. Если народ Арцаха и Армении решит, что это и есть основа переговоров, приемлемый вариант, я гарантирую, что он в тот же момент появится на столе переговоров», – сказал Пашинян.
Заявления стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ относительно Карабахского переговорного процесса периодически вызывали сотрясения в течение всей истории урегулирования. Например, армянскую прессу и интернет начинало штормить каждый раз, когда публиковались Мадридские принципы. Складывалось впечатление, что каждый раз «рассекречивались» новые принципы, в то время как годами обсуждались одни и те же принципы.
Нашей общественной и экспертным кругам неизвестно, как интерпретируются конкретные моменты в контексте этих принципов, что они предполагают, ведутся ли переговоры именно с этой целью, иначе посредники потребовали бы ответа от властей Армении и Азербайджана, принимают ли они эти принципы? нет. Сторонам не понадобились бы годы, чтобы дать этот ответ.
В последний раз шум о принципах урегулирования возник поднялся после прощальной пресс-конференции бывшего американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Ричарда Хогланда, на которой он представил основные принципы по урегулированию Карабахского вопроса, находящиеся на переговорном столе. В августе 2017 года временный сопредседатель Ричард Хогланд завершал свою работу, уступив эту должность сопредседателю Эндрю Шеферу. Хогланд представил журналистам документ, в котором, как указано в заголовке документа, были изложены «шесть элементов (взятых из Мадридских принципов), необходимых для установления стабильного соглашения в Нагорном Карабахе». В этом документе изложены принципы, по которым велись переговоры и которые до сих пор находятся на столе переговоров, то есть они являются основой для переговоров.
Процитируем эту часть заявления Хогланда: «Учитывая сложную историю Нагорного Карабаха, стороны должны взять на себя обязательство определить его окончательный правовой статус посредством проведенного в будущем согласованного и юридически обязывающего волеизъявления. Промежуточный статус будет носить временный характер. Территория в пределах границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, которая не контролируется со стороны Баку, должна получить временный статус, как минимум, обеспечивающий гарантии безопасности и автономии. Оккупированные территории вокруг Нагорного Карабаха должны быть возвращены под контроль Азербайджана. На них не может быть каких-либо поселений без учета суверенитета Азербайджана, и в отношении этих территорий суверенитет Азербайджана должен быть восстановлен. Должен быть коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом. Он должен быть достаточно широким, чтобы обеспечивать безопасное передвижение, однако он не может охватывать полностью весь Лачинский район. Долгосрочное урегулирование предусматривает признание права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в прежние места проживания. Урегулирование должно нести в себе международные гарантии безопасности, включающие миротворческую миссию. Не существует сценария, при котором мир может быть обеспечен без хорошо разработанной миротворческой миссии, которая пользовалась бы доверием всех сторон ».
Затем Хогланд счел необходимым добавить, что «пришло время, чтобы стороны взяли на себя обязательство вести мирные переговоры, основываясь на проделанной до сих пор работе». По словам посла, эти пункты отражают общую политику международных посредников, основанную на мадридских принципах, которые лежат в основе документа за столом переговоров. «Это долгосрочная политика, она не связана с тем или иным сопредседателем, это наша общая политика. Конечно, предлагаемый план является более подробным и обширным, но это основа любого разумного урегулирования, и все стороны согласны с этим».
Что касается позиции конфликтующих сторон, Ричард Хогланд подчеркнул: «Даже если они не согласны с отдельными пунктами предлагаемого плана, они все равно согласны обсудить его, что, и я думаю, сейчас важно именно это».
Присутствующих на пресс-конференции азербайджанских журналистов обеспокоило то, что в представленных послом пунктах не упомянут отдельно принцип территориальной целостности Азербайджана, который, по словам посла, должен обсуждаться. «Основой мира должны быть Хельсинкские принципы, которые включают принцип территориальной целостности. Это не преднамеренно, что формулировка территориальной целостности опущена, это вопрос, который необходимо обсудить в конце», – сказал Хогланд, добавив, что Нагорный Карабах отличается от конфликтов в Абхазии, Южной Осетии или Приднестровье и имеет долгую историю. «Эта проблема возникла не после независимости бывших советских республик. Нагорный Карабах – это проблема, которая длится десятилетиями, если не веками».
Еще один большой шум и жаркие дискуссии в Армении поспешил утихомирить бывший министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, который заверил, что в заявлении Хогланда нет ничего опасного для армянской стороны. «Посмотрите на все предыдущие заявления, вы увидите то же самое».
Касаясь позиции Армении по опубликованным положениям, бывший министр иностранных дел отметил: «Армения неоднократно высказывала свою позицию по ним. Другое дело, что Азербайджан почему-то избегает выражения своей позиции и не только избегает, но и делает вид, что таких предложений, принципов не существует».
Кстати, примечательно, что американский сопредседатель опубликовал текст как раз в тот день, когда президенты Серж Саргсян и Владимир Путин обсуждали карабахскую проблему в Сочи.
Пока правительство Никола Пашиняна не заявило, что Армения отвергла Мадридские принципы, это означает, что эти принципы все еще обсуждаются. Причем, возможно, что большинство из них, например, неприемлемо для армянской стороны, так как некоторые их детали не удовлетворяют армянскую сторону. Но пока они на столе, они являются основой для переговоров.
В тот день, когда Никол Пашинян объявит, что официальный Ереван отверг обсуждаемые до сих пор Мадридские принципы, он должен представить то, что предлагает или обсуждает на армяно-азербайджанских встречах, сообщить, в чем заключается его «точка зрения». Этот пункт – не просто слова «статус и безопасность», они должны также обозначить всю логику и философию урегулирования.
Обобщение — в следующем номере.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
28.01.2019г