Официальный Ереван в предстоящих переговорах будет использовать позиции, высказанные Степанакертом
Начало – ЗДЕСЬ
Что премьер-министр Никол Пашинян говорил до сих пор о Мадридских принципах?
В конце марта прошлого года Пашинян объявил в Национальном Собрании, что у него есть несколько вопросов относительно трех принципов и шести пунктов. Говоря о Мадридских принципах, он, в частности, отметил, что для Армении неприемлема интерпретация Азербайджана, и не исключил, что сопредседатели могут заявить, что Азербайджан неправильно их коментирует. «Как я могу сказать, приемлемы ли эти принципы или нет, пока не пойму, что о них думают сопредседатели?»
В ноябре прошлого года с Николом Пашиняном встретился лидер партии «Свободная Родина» Арцаха Араик Арутюнян, и члены парламентской фракции партии. Глава фракции «Родина» парламента Арцаха Артур Товмасян в интервью газете «Аравот» отметил следующее: «Он (имеется в виду Пашинян) сказал, что Мадридские принципы не обсуждаются. Это очень важно, потому что наш народ не принял их. Ничего не будет делаться в тайне, и я верю в искренность премьер-министра РА».
Читайте также
Однако несколько дней спустя, 13 ноября, во время часа вопросов и ответов правительству в Национальном Собрании Никол Пашинян, комментируя возникшие после встречи с партией «Свободная Родина» слухи об отрицательном отношении властей к Мадридским принципам, заметил, что возникло небольшое недоразумение, так как на этой встрече он не сказал ничего нового, помимо того, что произнес публично 12 марта 2019 года на совместном заседании Совета безопасности Арцаха и Армении в Степанакерте. «Я сказал, что пока все параметры Мадридских принципов не являются для нас прозрачными, нам трудно сказать, принимаем ли мы это в качестве основы для переговорного процесса или нет».
Затем Пашинян добавил, что если Мадридские принципы являются путем решения проблемы, то Армения хочет понять, к чему возможному может привести этот путь, чтобы мы заранее знали, пойдем ли мы по нему или нет. Таким образом, можно констатировать, что правительство Никола Пашиняна официально не отвергало Мадридские принципы.
Либо часть из этих принципов является приемлемой, другая – нет, либо армянская сторона ведет переговоры, считая, что этими принципами можно добиться благоприятных условий для армянской стороны. Причем, из сказанного не следует, что посредники и участники переговоров в настоящий момент продолжают называть эти принципы «мадридскими», возможно, они получили новое название, были переработаны и подверглись изменениям.
Как бы там ни было, на пресс-конференции в Капане на прошлой неделе Никол Пашинян призвал кандидатов в президенты Арцаха выразить мнение о наследии, оставленном бывшими властями Армении в вопросе Нагорного Карабаха. Он по пунктам прошелся по опубликованным в статье принципам урегулирования, согласованным в период правления Сержа Саргсяна, отметив, что все кандидаты в президенты Республики Арцах могут сказать, насколько для них приемлем этот текст.
«Пусть и народ Арцаха также скажет, является ли для него приемлемым этот текст или нет, пусть армянский народ скажет… Если народы Арцаха и Армении примут, что это правильное содержание переговоров, я гарантирую, что оно окажется на столе переговоров», – объявил он. В тот же день на призыв Никола Пашиняна откликнулся лидер партии «Свободная Родина» Арцаха Араик Арутюнян, из города Воротан Кашатагского района (бывший Кубатлу), где он встречался с местным активистом партии.
«Для нашей политической команды, и, уверен, и для нашего народа неприемлем вариант урегулирования азербайджано-карабахского конфликта прежних властей, изложенный Вами в ходе пресс-конференции. Как в качестве премьер-министра АР, так и руководителя политической партии у меня было много поводов публично высказаться по этому поводу. Более того, после избрания президентом, мы не пожалеем сил и энергии, чтобы все территории, закрепленные Конституцией Арцаха, стали процветающими районами. Об этом я сегодня говорил во время встречи с воротанцами, и, пользуясь случаем, говорю это всему армянству и всему миру».
Добавим, что еще в марте 2017 года тогдашний премьер-министр Республики Арцах Араик Арутюнян в интервью газете «Аравот» прокомментировал обсуждаемый вариант урегулирования конфликта и отметил, что «он не принесет полных гарантий безопасности». Мы тогда поинтересовались у г-на Арутюнян, что, по словам лидера АНК, по урегулированию остались «одно-два разногласия», и напомнили, что после переговоров с министром иностранных дел Азербайджана в Москве в марте 2017 года министр иностранных дел России Лавров подчеркнул, что «еще не согласованы два или три ключевых вопроса, они обсуждаются».
Мы спросили тогда у Араика Арутюняна, как премьер-министр Арцаха, в курсе ли он, какие вопросы осталось согласовать?
«Я не знаю, что это за «один-два» или «два-три» вопроса. Мы видим, что Азербайджан готовится к войне. Для Арцаха сегодня наряду с социально-экономическим развитием Арцаха приоритетом является повышение боеспособности армии. Когда Азербайджан осознает и примет, что мы имеем право жить как независимая структура, тогда мы обсудим с народом возможные варианты урегулирования конфликта. Рассматриваемый сегодня вариант не принесет гарантий безопасности. У нас был негативный опыт с международными миротворцами. Как происходила деарменизация Арцаха с помощью советской империи, советской армии, разве мы забыли Геташен, Шаумян, села Гадрутского района?..
То есть основой урегулирования должна стать безопасность Арцаха, которая является также безопасностью Республики Армения. Апрельская война многое изменила в нашем подходе к урегулированию. Представленные принципы не созвучны реалиям и нашим потребностям, особенно на фоне инертности международного сообщества в условиях агрессии против Арцаха. Это ключевой вопрос физической безопасности жителей Арцаха. Война показала, что мы должны полагаться только на себя, Армению и Диаспору. Очевидно, что процесс урегулирования нуждается в серьезной трансформации и без участия Арцаха теряет смысл. На мой взгляд, любой документ, направленный на урегулирование конфликта, должен уделять приоритетное внимание признанию независимости Арцаха и гарантиям безопасности. А остальные гуманитарные вопросы, возникшие в результате конфликта, можно обсудить после решения основных вопросов», – ответил тогдашний премьер-министр Арцаха.
В том же интервью Арутюнян также добавил: «Как гражданин Арцаха, я хотел бы подчеркнуть, что для меня безопасность Арцаха важнее, чем статус, потому что на первом этапе мы можем получить статус, но затем потерять его. Но мы можем жить в сегодняшнем статусе, но находиться в большей безопасности. Для арцахцев безопасность важнее формального статуса и стабильности».
К обращению Никола Пашиняна присоединился и кандидат в президенты Арцаха Масис Маилян, который на своей странице в Фейсбук написал: «Я принимаю «челлендж» премьер-министра Армении Никола Пашиняна и еще раз выражаю свою четкую позицию в отношении основных принципов, предложенных посредниками в политическом урегулировании азербайджано-карабахского конфликта. Я был первым, кто критически отреагировал на 3 принципа и 6 элементов урегулирования, опубликованных в июле 2009 года, с изложением опасностей и вызовов, связанных с их применением, и сегодня я по-прежнему придерживаюсь того же мнения. Нижеприведенная ссылка позволит вам подробно ознакомиться с моей позицией. В течение многих лет в своих публичных выступлениях и интервью в качестве эксперта и во время встреч с посредниками в статусе министра, я неоднократно заявлял, что предлагаемые принципы устарели и требуют пересмотра».
Ашот Гулян, откликаясь на замечания Пашиняна о содержании переговоров по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта, в качестве кандидата в президенты Республики Арцах, заявил: «1.Независимость Арцаха – это минимальный статус, а воссоединение с Родиной – наша окончательная цель. 2. Нынешняя территория Арцаха является единственной надежной гарантией обеспечения безопасности нашего народа, что не подлежит уступкам. 3. Народ Арцаха решил свою судьбу при помощи референдума еще в 1991 году, проголосовав за независимую государственность. 4. Вопросы возвращения оккупированных территорий Арцаха со стороны Азербайджана и армянских беженцев должны стать неотъемлемой частью переговорного процесса. 5. Без участия Арцаха не может быть полноценных и содержательных переговоров. Все упомянутые положения являются основополагающими для всеобъемлющего и справедливого урегулирования азербайджано-карабахского конфликта».
Другой кандидат в президенты Арцаха Руслан Исраелян по этому же поводу отметил: «Я вижу окончательное урегулирование проблемы Арцаха в присоединении к Матери-Армении, и достижения этого есть два пути, которые на данном этапе зависят от текущей геополитической ситуации, а именно: или объединение Арцаха с Арменией с нынешним статусом или международное признание Республики Арцах с последующим присоединением к Матери-Армении посредством референдума».
Отвечая на вопрос Никола Пашиняна к кандидатам в президенты Арцаха, Айк Ханумян, в свою очередь, сказал: «Партия национального возрождения и я видим решение карабахской проблемы как минимум в его нынешней территории и многочисленным населением. Для нас неприемлемо любое наследие, любой документ, в котором говорится о территориальных уступках. Мы считаем, что мир возможен только при помощи мощной армии и принуждения противника к миру, в контексте которого мы приветствовали увеличения военных расходов новыми властями Армении, закупки нового оружия, создания новой инфраструктуры армии и улучшения социального положения военных. Присутствие вооруженных сил другой страны в Арцахе, за исключением Вооруженных сил РА, неприемлемо, и в этом отношении мы отвергаем любую идею миротворчества. Международная практика показывает, что в современном мире геноциды происходили даже в присутствии миротворцев».
Таким образом, кандидаты в президенты Арцаха четко выразили свою позицию. Судя по всему, позиции, озвученные со стороны Степанакерта, на предстоящих переговорах официальному Еревану понадобятся.
Начало – ЗДЕСЬ
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
29.01.2020г