Официальный Баку на восстановление участия Арцаха в переговорном процессе отвечает продвижением вопроса о роли «азербайджанской общины Нагорного Карабаха»
В Женеве 28-30 января прошли трехдневные переговоры по урегулированию карабахского конфликта. В целом они продлились 11-12 часов. Только тот факт, что переговоры были настолько продолжительными, можно сделать вывод, что они были самыми предметными переговорами за последнее время.
Во-первых, министры иностранных дел Армении и Азербайджана провели отдельные встречи с сопредседателями Минской группы ОБСЕ и личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршиком. И перед самой встречей Мнацаканяна и Мамедъярова была опубликована примечательная информация о процессе урегулирования.
29 января стало известно, что посол США в Азербайджане Ли Литценберг по собственной инициативе встретился в Баку с главой «азербайджанской общины Нагорного Карабаха» Туралом Гянджалиевым. Тот передал послу «основные пожелания и требования азербайджанской общины, в частности, по поводу возвращения на свои территории, восстановления нарушенных прав, в том числе прав собственности». Посол Литценберг указал, что внимательно следит за деятельностью «азербайджанской общины Нагорного Карабаха».
Читайте также
В начале переговоров Мнацаканяна и Мамедъярова сама встреча является красноречивым доказательством того, какое значение придают на данном этапе США, являющиеся членом Минской группы ОБСЕ, «азербайджанской общине Нагорного Карабаха». По сути, Баку достиг своей цели, повысив роль «азербайджанской общины Нагорного Карабаха» на фоне недавних армянских заявлений о возвращении Арцаха в переговорном процессе в качестве переговорной стороны.
Затем Нагорно-Карабахского конфликта коснулся президент еще одного государства-сопредседателя в Минской группе ОБСЕ – Франции. 29 января Эммануэль Макрон позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. По сообщению пресс-службы президента Азербайджана, были обсуждены различные сферы двусторонних отношений, а также тема армяно-азербайджанского конфликта. Алиев проинформировал президента Франции о позиции Азербайджана по урегулированию конфликта. Они также обменялись мнениями по вопросам региональной безопасности.
Франция является одним из главных гарантов продолжения мирных переговоров по Нагорно-Карабахскому конфликту, заявил президент Франции Эммануэль Макрон во время ежегодного ужина Координационного совета армянских организаций Франции. «Франция играет свою роль в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта в рамках сопредседательства в Минской группе ОБСЕ и является одним из главных гарантов продолжения мирных переговоров», – сказал Макрон. Он сообщил, что находится на связи и с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, и с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и подчеркнул, что одним из важных шагов по снижению напряженности является обеспечение оперативной связи между премьер-министром Армении и президентом Азербайджана.
«Франция просто обязана быть рядом с Арменией, учитывая демократию, созданную силами очень молодого государства тысячелетней нации, и те успехи, которые сейчас имеются благодаря произошедшей революции», – подчеркнул президент Франции. Затем президент Франции выразил надежду, что после досрочных парламентских выборов в Азербайджане в феврале, станет возможным достичь определенного прогресса.
Встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова в Женеве, как мы уже отметили, длилась два дня. Посреднические государства своими вышеуказанными шагами придали ей решающее значение, демонстрируя важность женевской встречи Мнацаканяна и Мамедъярова.
«В ходе трехдневных интенсивных переговоров был затронут широкий круг вопросов, связанных с процессом мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта: реализация договоренностей и предложений обсужденных в 2019 и последующие возможные шаги для подготовки народов к миру; принципы и элементы формирующие основу для будущего урегулирования. Были также обсуждены временные рамки и повестка дня для продвижения процесса урегулирования. Министр Мнацаканян подчеркнул необходимость вовлечения в процесс мирного урегулирования избранных представителей народа Арцаха. Министры иностранных дел согласились в ближайшем будущем вновь встретиться под эгидой Сопредседателей Минской Группы ОБСЕ», – говорится в пресс-релизе МИД Армении.
Сопредседатели подтвердили свою полную приверженность оказанию сторонам помощи в мирном урегулировании конфликта и принципу конфиденциальности в процессе урегулирования, подчеркнув необходимость творческого подхода и духа взаимных уступок для прочного и прочного мира, указывается в распространенном посредниками совместном заявлении.
На протяжении почти всего 2019 года армянская сторона заявляла, что никаких конкретных переговоров не ведется, конкретный документ не обсуждается, с азербайджанской стороной проводятся всего лишь консультации и контакты.
И вот в пресс-релизе по итогам встречи Мнацаканяна и Мамедъярова упоминаются «договоренности, достигнутые в 2019 году». Причем, посредники настоятельно призывают стороны соблюдать конфиденциальность переговоров. По-видимому, некоторые откровения в пространном интервью министра иностранных дел Азербайджана в декабре прошлого года, а также некоторые заявления, сделанные премьер-министром Армении Николом Пашиняном во время пресс-конференции в Капане, как охарактеризовал сам Пашинян – вокруг варианта урегулирования, «обсуждаемого во время правления Сержа Саргсяна», посредники считают непозволительным, если стороны не пришли к согласию.
Переговоры между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана в Женеве за последние годы были самыми интенсивными. Об этом РИА Новостям сообщила пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева. «Переговоры глав МИД Азербайджана и Армении в Женеве по урегулированию карабахского конфликта были самыми интенсивными за последние годы. Стороны обсудили представленную сопредседателями повестку. В этой связи были обсуждены предложения, выдвинутые в 2019 году, в частности, подготовка двух народов к миру, гуманитарный обмен, принципы и элементы, составляющие основу урегулирования, особенно принципы и пункты Хельсинского заключительного акта и, наконец, интенсификация переговорного процесса. Министры достигли договоренности вновь встретиться в ближайшее время», – сказала Абдуллаева.
Пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян в беседе с агентством сообщила, что в ходе «интенсивных двухдневных обсуждений» был рассмотрен широкий круг вопросов, 2019 договоренностей. «Обсуждены также график и повестка продвижения процесса урегулирования. Мнацаканян подчеркнул необходимость вовлечения в мирный процесс выбранных представителей народа Арцаха», – сказала Анна Нагдалян.
После встречи Мнацаканяна и Мамедъярова в Женеве пресс-секретарь МИД Армении ответила на вопрос корреспондента ежедневной газеты «Жоховурд», по поводу отмеченного ею в комментарии по встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана высказывания министра Мнацаканян о необходимости вовлечения в мирный процесс избранных представителей народа Арцаха. Журналист поинтересовался, что означает определение «избранные представители народа Арцаха»? «Выражение «избранные представители Арцаха» является международно принятой терминологией с 1992 года. В этом качестве власти Арцаха участвовали в мирном процессе, начиная с 1992 года. Против этой формулировки выступают власти Азербайджана, которые последовательно выступают за ограничение права народа Арцаха на самоопределение и против участия избранных представителей народа Арцаха», – ответила Анна Нагдалян.
Отметим, что о реализации достигнутых в 2019 году договоренностей по мирному урегулированию конфликта говорила также пресс-секретарь МИД РА. Остается понять, что это за договоренности, готовность сторон к контактам по гуманитарным темам или это договоренности о принципах и положениях конкретного варианта урегулирования?
25 января премьер-министр Никол Пашинян на пресс-конференции в Капане заявил, что до революции велись переговоры о возвращении территорий. Пашинян, напомним, процитировал статью, в которой сослался на наследство, полученное от Сержа Саргсяна. Он отметил, что до революции велись переговоры о возвращении территорий, и адресовал вопрос кандидатам в президенты Арцаха, согласны ли они с этим вариантом. «Я предлагаю и настаиваю на том, чтобы все кандидаты в президенты Арцаха сказали, приемлемо это для них или нет. Это важный, очень важный акцент, чтобы избежать спекуляций. Потому что, когда я стал премьер-министром, мне предложили продолжить переговорный процесс с той же точки, которая была прервана уходом Сержа Саргсяна».
Складывается впечатление, что, хотя Пашинян до этого заявлял о своем «пункте» в процессе урегулирования, сейчас официальный Ереван не только фиксирует «оставленное наследие» Сержа Саргсяна, но и предпринимает шаги для получения «мандата» от Степанакерта по их отвержению.
А значит пришло время, чтобы официальный Ереван четко разъяснил общественности, прежде всего, что они сопредседатели подразумевают, указывая на «достигнутые в 2019 году договоренности»? Далее, что осталось от «наследия» Сержа Саргсяна, что было отвергнуто?
Ряд хотя бы публично высказываемых требований во время правления Сержа Саргсяна, в частности, после апрельской войны, ожидаемых от Азербайджана, отметим, что при Николе Пашиняне попросту не упоминается.
Обобщение – в следующем номере.
ЭММА ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
04.02.2020г