Лента новостей
Новости дня

Опасная таинственность в карабахских переговорах

06 февраля,2020 21:26

Тема «азербайджанской общины» Нагорного Карабаха, судя по всему, обсуждалась еще во время визитов Лаврова в Ереван и Баку

Начало — ЗДЕСЬ

Таким образом, женевская встреча Мнацаканяна и Мамедъярова состоялась через два месяца после декабрьской встречи министров иностранных дел. Предыдущая встреча состоялась в Братиславе. Напомним, что Мамедъяров отправился на встречу с Мнацаканяном сразу же после встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Именно на этом этапе Лавров настаивал на важности руководствоваться принципом «малых шагов» в переговорном процессе, объясняя, что это может снизить уровень напряженности и приблизить разрешение конфликта.

Глава МИД России Сергей Лавров, который впервые после смены власти прибыл в Армению в ноябре прошлого года, выступил в Ереване с примечательными заявлениями, отметив, что соглашение невозможно будет сформулировать без согласия народа Нагорного Карабаха, и что Армения попросту не подпишет его. Отвечая на вопрос о том, как Москва рассматривает предложение Еревана вернуть Нагорный Карабах за стол переговоров, Лавров напомнил, что Степанакерт был исключен из переговоров именно благодаря усилиям одного из бывших президентов Армении. Для многих было ясно, что речь идет о втором президенте Роберте Кочаряне. ««Состав участников переговоров должны согласовывать и устанавливать сами стороны переговоров. На раннем этапе, когда были прекращены военные действия, Нагорный Карабах был участником переговоров, однако на каком-то этапе один из бывших президентов Армении решил, что интересы Нагорного Карабаха должен представлять Ереван. В любом случае, мы, как участники группы сопредседателей МГ ОБСЕ, можем, продвигая этот процесс, только добиваться, чтобы он шел в общем русле. Всем ясно, без народа Нагорного Карабаха, его населения невозможно будет сформулировать какое-либо соглашение [по урегулированию нагорно-карабахского конфликта]. Армения просто не подпишет это. Мы исходим из этого. Говоря о Нагорном Карабахе, я хотел бы отметить, что сказал сегодня на нашей встрече премьер-министр Никол Пашинян. Он напомнил о своем публичном заявлении, что окончательные соглашения должны учитывать интересы как Армении, Карабаха, так и Азербайджана. Трудно спорить с таким подходом».

Через три недели после своего визита в Ереван Лавров побывал в Баку. На совместной пресс-конференции с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в начале декабря глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что он надеется, что «он и министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян завтра в Братиславе дадут старт новому раунду переговоров».

На совместной пресс-конференции с Мамедъяровым в Баку в декабре Лавров выразил удовлетворение переговорами с президентом Азербайджана и министром иностранных дел по урегулированию карабахского конфликта: «Мои контакты вчера и сегодня позволяют лучше понять, как двигаться вперед. Надеюсь, что результаты будут».

Министр иностранных дел России также отметил, что взаимные визиты армянских и азербайджанских журналистов, а также другие гуманитарные мероприятия были также российской инициативой, о чем был принят неофициальный документ на встрече министров иностранных дел Армении, Азербайджана и России в Москве. В Баку Лавров переформулировал свое заявление в Ереване о том, что «без согласия народа Нагорного Карабаха соглашение не будет возможным». В Баку глава МИД РФ уже подчеркнул: «Любое решение должно быть приемлемым для людей, живущих на этой земле – людей, живущих в Азербайджане, Карабахе и Армении».

А дойдя до активно продвигаемого Азербайджаном в последний период вопроса об азербайджанской общине Нагорного Карабаха, Сергей Лавров подчеркнул, что важно, чтобы армяне, проживающие в Карабахе, и азербайджанская община Карабаха также общались друг с другом, поскольку в итоге все население Карабаха будет решать, как оно будут жить дальше. То есть, заметьте, тема «азербайджанской общины» Нагорного Карабаха предметно обсуждалась еще в конце прошлого года во время визитов Лаврова в Ереван и Баку. Это самое серьезное упущение армянской стороны, если вопрос возвращения к переговорам в качестве полноправной стороны Арцаха – подписавшего в 1994 году документ о прекращении огня, был уравнен, поставлен на одну чашу весов с «азербайджанской» общиной.

Теперь можно сделать вывод, что тема «азербайджанской общины» Нагорного Карабаха начала обсуждаться более открыто после регулярных заявлений армянской стороны, что соглашения невозможно достичь без полноценного вовлечения в переговоры Арцаха.

Кстати, добавим также, что на упомянутой совместной пресс-конференции в Баку Мамедъяров говорил о поэтапном решении нагорно-карабахского конфликта и он, в частности, указал, что с линии соприкосновения должны быть выведены войска, беженцы вернуться в места своего прежнего проживания, сначала в пять регионов, а затем – еще в два, потом – в сам Карабах. Затем Мамедъяров выразил надежду, что на предстоящей встрече с его армянским коллегой в Братиславе можно будет дать старт новому раунду переговоров. Следует отметить, что Сергей Лавров никак не отреагировал на озвученное мнение Мамедъярова о «поэтапном» урегулировании, то есть не было необходимости его опровергать. Напротив, Лавров, в свою очередь, выразил надежду, что в Братиславе станет возможно принять общее заявление, подписанное пятью министрами – министрами иностранных дел Армении, Азербайджана и сопредседателями Минской группы – США, Франции и России.

В целом, не имея более подробной информации о довольно интенсивных переговорах армянской стороны за последние год-полтора, основываясь на публичных оценках и принятых совместных заявлениях, мы можем сделать вывод, что Армения и Азербайджан уже достигли некоего пункта, вокруг которого они уже уточняют конкретные детали по принципам урегулирования.

При этом примечательно то, что больше никто не говорит о выполнении Азербайджаном требований мирового сообщества после апрельской войны 2016 года, в частности об известных мерах укрепления доверия. Азербайджан, как сторона, ответственная за развязывание войны, словно позабыт, и сейчас продвигает тему контактов с Арцахом «азербайджанской» общины» Нагорного Карабаха.

Можно сказать сенсационную информацию о женевских переговорах сообщил Посол по особым поручениям Президента РА в 1992-95 годах, глава СНБ РА в 1994-95 годах Давид Шахназарян. «В Женеве идут переговоры вокруг политического урегулирования Карабахского конфликта», – заявил он в интервью «168.am», добавив, что в Женеве проходят предметные переговоры и обсуждается широкий круг вопросов. Одним из центральных вопросов является создание зон совместного проживания армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе. В первую очередь обсуждается вопрос Шуши, а также интенсификация содержательных переговоров. Именно в этом контексте, параллельно проходящим в Женеве переговорам, посол США в Баку Ли Литценберг по собственной инициативе встретился с руководителем азербайджанской общины Нагорного Карабаха Туралом Гянджалиевым», – отметил Давид Шахназарян.

Официальный Ереван, конечно же, отреагировал на вышеприведенную информацию, прежде всего по непонятным причинам назвав ее «анализом». Однако эту реакцию МИД трудно назвать опровержением. «Анализы Давида Шахназаряна могут быть привлекательны для азербайджанской стороны или распространяющих их кругов, но главный недостаток этого анализа в том, что он не имеют ничего общего с сегодняшней действительностью», – заявила «Арменпресс» пресс-секретарь МИД РА Анна Нагдалян. В том, что Шахназарян относится к политикам, располагающим различными международными источниками, можно не сомневаться. Остается надеяться, что правоохранители не потребуют от Шахназаряна, к примеру, раскрытия его источников. А если более серьезно, реакцию МИД на это можно было бы посчитать опровержением, если бы официальный Ереван просто заявил, что «вопрос создания совместных зон проживания для армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе вообще никогда не обсуждался», чего не было сделано.

Официальный Баку возлагал на женевские переговоры большие надежды, выражая все это время недовольство ходом переговоров и не упуская возможности раскритиковать армянские власти, возлагая вину за «отсутствие прогресса» в переговорах на армянскую сторону. Учитывая молчание и подозрительную сдержанность азербайджанской стороны после переговоров в Женеве, можно предположить, что Баку не так уж и недоволен интенсивными и продолжительными переговорами с Мнацаканяном.

Начало — ЗДЕСЬ

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»,
05.02.2020г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать