В Азербайджане 9 февраля прошли внеочередные парламентские выборы, прошедшие на фоне многочисленных нарушений и фальсификаций. В законодательном органе Азербайджана появились новые лица, в том числе так называемый председатель «азербайджанской общины» Нагорного Карабаха Турал Гянджалиев.
Ажиотаж, вызванный его избранием, подтолкнул нас обратить внимание на новоиспеченного депутата. Гянджалиев «избрался» от «избирательного участка Ханкенди», так азербайджанцы называют Степанакерт.
Данный виртуальный избирательный участок по очевидным причинам находится не в Степанакерте, а в Баку и в нем зарегистрировано около 5000 человек. К примеру, в остальных избирательных округах число зарегистрированных было не менее 30-35 тысяч человек. При изучении списков оказывается, что на самом деле в «Ханкенди» избирателей в несколько раз меньше.
Мы сравнили малую часть имен в списках избирателей и оказалось, что в них допущены многочисленные подтасовки. В списках Центрального избирательного комитета Азербайджана встречаются люди с одинаковыми именами и годами рождения, зарегистрированные по разным адресам или просто лица, учтенные дважды. Очевидно, что виртуальность избирательного участка обязует и избирателей быть виртуальными.
Читайте также
Кроме этого, один из кандидатов, который был выдвинут от «избирательного участка» Турала Гянджалиева, отмечает, что он живет в Барде и лично знает всех беженцев из «Ханкенди». В Барде и окрестностях таких около 100 человек, тогда как в списке избирательного участка зарегистрирован 301 человек. То есть в списке указано около 200 имен, не имеющих отношения к «Ханкенди» и не являющимися беженцами.
Подобный случай был также зарегистрирован наблюдателями в одном из избирательных участок, расположенных в Сумгаите. По подсчетам наблюдателей на участке проголосовало 66 человек, 46 из которых не имеют отношения к «Ханкенди».
Всего виртуальный избирательный округ «Ханкенди» имел 13 «избирательных участков»: в Баку, Сумгаите, Барде и других местах. На всех участках были зарегистрированы нарушения и фальсификации. В одном из видео с участка видно, как члены избирательной комиссии из-под стола добрасывают бюллетени во время подсчета голосов.
Учитывая негативную оценку выборов со стороны международных наблюдателей и бессчетные видео и фото доказательства нарушений и фальсификаций, опубликованные азербайджанскими оппозиционерами с избирательных участков, становится ясно, как именно «избирался» кандидат от «азербайджанцев Карабаха».
Символично, что подтасовки списков и другие ухищрения не спасли «независимого кандидата» Гянджалиева от конкуренции. За него «проголосовало» 1596 человек (56,7 %). За ним следовали соперники Эльбрус Хашимов, набравший 303 голоса, Адыгезалов Шамхал с 227 голосами и Сабухи Самадова с 226 голосами. По утверждению одного из наблюдателей, на избирательном участке ему так и заявили: «Будет выбран тот, кто нужен, а твое присутствие тут ничего не меняет».
И этот человек сейчас собирается представлять интересы беженцев, которых не существует или которые не избирали его. Выборы прекрасно показали, что назначенный властью депутат Турал Гянджалиев не представляет никого, кроме самой власти и нескольких человек.
Тарон Ованнисян, эксперт по Азербайджану