22 февраля в столице Арцаха Степанакерте состоялось третье совместное заседание советов безопасности Армении и Арцаха под сопредседательством премьер-министра Никола Пашиняна и президента Бако Саакяна.
Обсуждение последовало за окончанием «выборов» в Азербайджане, встречей и публичными дебатами Пашинян-Алиев в Мюнхене, в связи с чем имели место атаки дезинформационного и манипуляционного характера. Эти потоки подпитывались эвфемизмами с армянской стороны, заявлениями, сделанными на плоскости конструктивности, что можно рассматривать также с позиций «разночтений» и трактовать по своему усмотрению, и, конечно, исключительной безответственностью и политической слепотой некоторых оппонентов, следовательно, была настоятельная необходимость во всем этом внести ясность.
Премьер Пашинян в тот же день в Мюнхене, после дебатов с Алиевым, внес необходимую ясность (шесть пунктов, озаглавленных как «Мюнхенские принципы»), но не полностью, в частности, целостное представление армянской стороны о будущем Арцаха нуждалось в большем уточнении, и степанакертская встреча представила такую возможность.
Пашинян говорил о формировании новых переговорных реалий в Карабахском вопросе, представив их краеугольные элементы. Во-первых, что представления властей Арцаха и Армении об урегулировании Арцахского вопроса идентичны. Во-вторых, что Республика Арцах – полноценный участник переговорного процесса, и что без Республики Арцах урегулирование Карабахского вопроса невозможно, как то: «ничего о нас – без нас». В-третьих, что Арцах и Армения составляют общее пространство безопасности. Общую среду безопасности и здесь наша повестка дня не может быть каким-либо образом разделена и дифференцирована, и это касается в первую очередь модернизации, перевооружения, обеспечения должной морально-психологической атмосферы, установления нового уровня отношений в Вооруженных Силах Армении и Арцаха. В-четвертых, что было подчеркнуто в контексте предстоящих общегосударственных выборов в Арцахе, что уже на протяжении многих лет уровень демократии в Арцахе в разы был выше, чем в соседнем Азербайджане, что еще раз доказывает, что Арцах и Азербайджан ни при каких обстоятельствах не могут находиться в общем политическом пространстве. В-пятых, что одним из важнейших компонентов нашей безопасности является конкурентоспособность экономик наших стран, и именно экономика должна обеспечить Вооруженные Силы Армении и Арцаха необходимыми ресурсами для выполнения своих функций. В-шестых, что ситуация с безопасностью в нашем регионе, к сожалению, постепенно становится более напряженной, и мы видим здесь больше новой эскалации, чем решений, и в этом смысле констатируется, что что несем совместную ответственность не только за безопасность Республики Армения и Республики Арцах, но также несем особую ответственность за обеспечение безопасности в нашем регионе и обеспечение глобальной безопасности.
Читайте также
Вышеизложенное четко обосновывает одно: «возвращение» Арцаха в Азербайджан после всего, что произошло за прошедшие тридцать и более лет, исключается. И переговорный процесс в этом плане должен держать в русле управляемости события, которые могут иметь только один исход: зафиксировать, что Азербайджан не имеет и не может иметь каких-либо прав в Арцахе, тем более прав на насильственные действия, тем более на военное вмешательство. И если некоторым покажется, что это приведет к какому-либо решению, то, как отметил в своих «Мюнхенских принципах» премьер Армении, мы этот вопрос уже давно решили.
В конце концов, что нам говорит Баку? Алиев, по сути, говорит: армяне, вот вам бумага и ручка, верните нам все то, что мы потеряли в нами же развязанной войне, а если вы этого не сделаете, то мы развяжем новую войну, и «на то мы имеем право». «Наши союзники» русские за прошедшие годы подкрепляли аргументы этого «права» Алиева беспрецедентными поставками наступательного вооружения. И все утверждения, что «если этого не сделали мы, то сделали бы другие», или же «мнение» страдающего Стокгольмским синдромом сегмента наших соотечественников, а также банальной агентуры, что «наш союзник так лучше будет контролировать Азербайджан» испарились в воздухе в 2016-ом. И теперь «наш союзник» пытается своему духовно близкому Алиеву оказать услугу за счет наших интересов, и мы стали тому прямым свидетелем, наблюдая за дебатами.
Армянским сторонам «стесняться» нечего, нужно представлять не имеющие альтернативы представления и озвучивать стопроцентно легитимные цели, и не только в контексте предстоящих выборов в Арцахе. Это просто: Азербайджан должен навсегда забыть об Арцахе и выбросить из головы мысль, что могут быть другие варианты. На бывшей территории созданного преступным советским режимом «советского Азербайджана» армяне остались исключительно там, где есть армянская власть и где армяне формируют вторую армянскую государственность, и армянская нация ни при каких обстоятельствах не потерпит повторения событий столетней давности, армяне будут сопротивляться и обеспечат необходимую среду для существования и развития, будь то «семь районов» или «семнадцать районов». На остальной территории сегодняшнего Азербайджана больше нет армян, там только есть мечта – уничтожить армян не только в Арцахе, но и на Южном Кавказе вообще, там жизнь превратилась в антицивилизацию, в которой все «регулируется» по понятиям средневековой монгольской орды, которая стала главной угрозой миру и безопасности региона, и нейтрализация которой – долг цивилизации. В этой миссии Армения и Арцах имеют и будут иметь большой вклад, и как это будет проявляться в дальнейшем – будет зависеть от поведения орды Алиевых и от наших усилий, нацеленных на реформирование внутренней жизни, нацеленных на то, чтобы объяснить цивилизации: альтернатива отсутствует.
Однако, для начала нужно начать недвусмысленно говорить об этом: будущее Арцаха – независимая государственность и точка, все другие варианты просто выбросьте из головы. Арцах был весь в зеленых садах, и тем, кто сожгли его, сделали черным, затем обозвали по-турецки «Карабахом» — в Арцахе больше делать нечего!
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
25.02.2020г