Вопрос на референдуме 21 сентября 1991 года был сформулирован следующим образом: «Согласны ли вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?». 95% избирателей ответили на этот вопрос утвердительно. Кстати, если бы тот же вопрос был поставлен на референдуме в 1992 или 93 годах, «да», я думаю, получил бы меньший процент.
Понятно, что независимость государства (как и любая другая форма свободы) содержит в себе большой заряд достоинства, гордости, но и такую же долю проблем, тяжкого труда и трудностей, которые вынуждают многих людей бежать от свободы и возвращаться, так сказать, в «зону комфорта».
Сегодня я совсем не жалею об этом «да» и благодарю как советских диссидентов, которые боролись за независимость ценою огромных лишений, так и армянских лидеров того времени, которые политически и юридически правильным путем привели Арм. ССР к независимой Армения.
Рисунок, появившийся 23 сентября 1991 года на первой странице газеты «Вечерний Ереван», который по ошибке или, возможно, мягко говорю, по чьей-то недобросовестности, стал эмблемой кампании «Да» на предстоящем 5 апреля 2020 года референдуме, помимо слова «Да» содержит еще один элемент: изображает цепь, которые одновременно образуют аббревиатуру СССР. Смысл понятен: «Да» раскалывал, ломал доживающую в тот момент последние месяцы империю, и тем самым выражал желание нашего народа жить за пределами этой империи. (Повторю, в последующие несколько лет это желание у многих резко пошло на убыль).
Читайте также
Таким образом, каждый логотип, каждое символическое изображение имеет свою историю, свой контекст, который придает ему соответствующий смысл и содержание. То есть, если я размещу на первой странице «Аравот» серп и молот и скажу, что они просто отражают мое уважение к труду рабочего и крестьянину, это не будет так воспринято. Это будет восприниматься как символ определенного периода, определенной идеологии, определенной страны.
Проблема, следовательно, заключается не столько в авторском праве на логотип предстоящего референдума, не в наличии или отсутствии плагиата и компенсации авторам, сколько в различии содержаний двух референдумов с одинаковым логотипом.
Какой вопрос будет вынесен на предстоящий 5 апреля референдум, ЦИК пока не подтвердил образец листка для голосования. Но логика подсказывает, что вопрос должен звучать так: «Вы согласны на конституционную реформу?». И под этим понимается следующее: «Вы согласны, чтобы семь членов КС больше не занимали свои должности?».
Теперь сравните этот вопрос с вопросом референдума 1991 года, который цитировался в начале статьи, сравните значение, масштаб, значение этих вопросов. Они не могут иметь одинаковый логотип. Так что, если еще не поздно, стоит объявить новый конкурс логотипов.