Лента новостей
Новости дня

Турция приглашает Россию к сделке по Нагорно-Карабахскому конфликту

06 марта,2020 21:27

Эксперт по Турции Айк Габриелян убежден, что недавние заявления турецкой стороны на высоком уровне по Арцаху несколько отличаются от заявлений предыдущих лет и довольно опасны.

Начало — ЗДЕСЬ

– В вопросе Ливии Россия и Турция тоже оказались на противоположных полюсах. Есть ли какие-либо возможности достичь согласия в этом вопросе?

– По-видимому, во всех региональных конфликтах Россия и Турция оказываются на противоположных полюсах, что вовсе не случайно. Понятно, что, несмотря ни на что, Россия и Турция были, остаются и останутся региональными соперниками и противниками. Казалось бы, что в такой ситуации стороны не смогут сотрудничать в этих региональных конфликтах. Но поскольку личные контакты и отношения Путина и Эрдогана преобладают над  отношениями между Россией и Турцией, более весомы, поэтому этот недостаток превращается в преимущество, и стороны даже могут эффективно сотрудничать. Стороны испытали эту модель в Сирии, когда Эрдоган подчеркнул, что Турция имеет влияние на сирийскую оппозицию, а Путин – на Башара Асада, и поэтому, если две страны объединят свои усилия, они смогут находить решения конфликтам (Эрдоган сейчас пытается использовать эту тактику в вопросе Арцахского урегулирования).

И Путин, и Эрдоган считают, что «региональные проблемы должны решаться самими странами региона, и что внерегиональным государствам (США) здесь нечего делать». Я уже отмечал, что Ливия гораздо важнее для Турции, чем Идлиб, и поэтому Эрдоган попытается через Путина остановить продвижение армии Хафтара и сохранить правительство Сараджа. В этом контексте Эрдоган может также пожертвовать Идлибом (возможно, без приграничных поясов Африна и Хатая). Я не исключаю, что для того, чтобы открыть новое поле для переговоров и торгов с Россией, Эрдоган пытается активизировать кавказское, в частности, арцахское направление.

Я хотел бы подчеркнуть важность Ливии для Турции. Турция инвестировала в эту страну 17 миллиардов долларов (особенно в строительный сектор) и хочет сохранить их, а не потерять. Кроме того, Турция рассматривает Ливию как «страну ворот» в Африку для проникновения на континент. В соответствии с договором, подписанным осенью этого года с правительством Триполи, Турция самостоятельно (незаконно) расширила свои водные границы в Средиземном море, что может дать ей право развернуть деятельность по разведке энергии в этой водном бассейне. Кроме того, расширяя свои водные границы, Турция стремится приостановить строительство Кипром, Израилем, Грецией и Египетом газопровода EastMed. Последний обойдет территорию Турции, и газ Восточного Средиземноморья начнет поступать в ЕС, в то время как Турция хочет стать транзитной страной в этом вопросе, но страны, имеющие с ней сложные отношения, не хотят иметь дело с Турцией. Хотя протяженность трубопровода EastMed составит 1900 км (он станет самым длинным подводным трубопроводом в мире), он пройдет через сейсмически активную зону на достаточно большой глубине (до 3000 м), станет дорогостоящим проектом (7-10 млрд. евро). Однако Кипр и Израиль выбрали именно этот вариант.

Между тем, кратчайший маршрут доставки газа из Восточного Средиземноморья в ЕС пролегает через Турцию (длина газопровода Израиль-Турция составит 500-550 км), с которой эти страны имеют сложные отношения. И, наконец, отметим, что если Ливия будет подконтрольна, Турция получит мощный рычаг против ЕС. Я имею в виду беженцев, которые перемещаются из Северной Африки, в основном именно из Ливии, на юг Европы. Турция, которая уже грозится организовать поток беженцев в ЕС с востока, также получит возможность угрожать ЕС с юга (Ливия). Таким образом, для Турции Ливия может служить щитом (газопровод EastMed) и «мечом» (направление потока беженцев в ЕС).

Эксперт по Турции Айк Габриелян

– Вернемся к нашему региону. Может ли российско-турецкий конфликт в провинции Идлиб привести к эскалации в нашем регионе? Москва и Анкара с одной стороны сотрудничают друг с другом, а с другой – соперничают. Если Турция предпримет в регионе действия против России, каким будет ответ Москвы?

– Конечно, это может привести к обострению ситуации, что откроет для Турции новое поле в отношениях с Россией. И Россия, и Турция осознали, что при сотрудничестве они добиваются больше результатов, чем конфликтуя. Конечно, в некоторых случаях необходимо создать поле конфликта, что, в свою очередь, приведет к сотрудничеству в этом поле. Поэтому я на самом деле жду существенной активизации Турции на кавказском фронте.

Эрдоган прекрасно понимает, что его власть в Турции не вечна, то же самое касается власти Путина в России, поэтому нужно спешить с реализацией проектов, связанных с Кавказом. Здесь он учитывает также и тот факт, что со временем нынешние легитимные власти Армении окрепнут на внутреннем и внешнем фронтах, и в этом контексте также следует поторопиться. Учитывая все это, я сейчас склонен полагать, что Эрдоган даже не будет ждать окончания сирийского или ливийского конфликтов, а лишь затем обратит свое внимание на Кавказ. Я не думаю, что Турция предпримет односторонние шаги на Кавказе, вместо этого она попытается согласовать свои шаги с Россией и, возможно, они попытается осуществить новое перераспределение зон влияния на Кавказе.

Эрдоган также и здесь использует тактику «весов», как он требовал от США поставить на одну чашу курдов Сирии, а на другую – Турцию, и посмотреть, какая из них перевесит (то есть, от кого может быть больше выгоды). «Точно так же Эрдоган требовал, чтобы Путин выбрал между ним и Башаром Асадом. Так что эта тактике весов может быть применена и относительно Кавказа, когда Эрдоган потребует от Путина поставить на чашу весов Армению/Арцах и Турцию. Очевидно, что и в этих, и в вышеупомянутых случаях турецкая «чаша» несравненно более весомая, и Эрдоган прекрасно знает об этом.

– На прошлой неделе президент Турции прибыл в Баку, где было проведено восьмое заседание Совета сотрудничества Турция-Азербайджан с участием президентов Турции и Азербайджана. Известно, что был подписан ряд торговых соглашений, а также соглашения о сотрудничестве в военной сфере. Можно ли узнать поподробнее, о каких соглашениях идет речь?

– Я расцениваю визит Эрдогана в Азербайджан как достаточно успешный. Турция и Азербайджан подписали преференциальное торговое соглашение, которого Турция ждала почти десятилетие. Для Турции было оскорбительно, что с 2007 года действует соглашение о свободной торговле с Грузией, в то время как «братский Азербайджан» упорно отказывается подписать с ней соглашение о свободной торговле или режиме преференций. (Возможно, опасаясь, что Турция экономически завладеет Азербайджаном, под удар будут поставлены монополии азербайджанских властей в экономической сфере, осуществлять произвол против турецких бизнесменов будет гораздо сложнее, чем в случае с местными жителями и т.д.).

Визит Эрдогана также ознаменовался подписанием визового соглашения. Еще в прошлом году сообщалось, что Азербайджан с 1 сентября отменяет визовый режим для Турции. Это также был очень важный шаг для Турции, которого она также стремилась добиться почти одно десятилетие. Турция уже давно отменила визовый режим для граждан Азербайджана, в то время как Азербайджан до последнего времени продолжал требовать визы от граждан Турции. Официальным мотивом указывался фактор Ирана, что если Азербайджан отменит визовый режим для граждан Турции, то же самое он должен сделать для граждан Ирана, в противном случае Иран прервет сухопутную связь между Азербайджаном и Нахичеваном. Такое упорство Азербайджана опять-таки было оскорбительным для Турции и потому, что Грузия не требовала виз для граждан Турции, в то время как «братский Азербайджан» требовал. Сейчас эта проблема решена, и я не исключаю, что Азербайджан согласился отменить визовые требования для граждан Турции при условии, что Турция удвоит стоимость въездных виз для граждан Армении.

В прошлом у меня была возможность указать, что Турция, на мой взгляд, на протяжении многих лет затягивала строительство своего участка железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТД) из-за отсутствия соглашений о преференциальной торговле и безвизовых поездках. А эта железная дорога должна была перевозить как пассажиров, так и грузы, и, следовательно, она занималась этими двумя вопросами (турецкая сторона требовала, чтобы Азербайджан также согласился создать зону свободной торговли на границе Турции с Нахичеваном, и уже добился этого). Сейчас эти важные вопросы решены, БТД также работает в облегченном режиме (в течение 2 лет было перевозено только 275.000 тонн груза вместо 3-6,5 млн. тонн в год). Турция, откладывая строительство БТД, также затягивала строительство железной дороги Карс-Игдыр-Нахичеван (КИН), которая должна стать ее продолжением. По итогам визита Эрдогана две страны подписали меморандум о строительстве железной дороги КИН, и я думаю, что скоро строительству будет дан старт. Турция также может претендовать на то, чтобы стать частью транспортного коридора «Персидский залив-Черное море» через Женскую железную дорогу. По итогам визита Эрдогана стороны также подписали соглашение о строительстве газопровода Игдир-Нахичеван, которое обсуждалось более десяти лет назад.

Таким образом, Турция решительно укрепляет свои позиции в Нахичеване и может однажды попытаться включить ее в свой состав. Соглашения, подписанные после визита Эрдогана, только увеличат значение Азербайджана для Турции в будущем. Это значение будет продолжать расти, учитывая, что в прошлом году Азербайджан стал вторым по величине поставщиком газа в Турцию, обойдя Ирана (из-за увеличения пропускной способности газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум и благодаря строительству Трансанатолийского (TANAP) газопровода). Все это, конечно, утяжеляет азербайджанскую чашу весов для Турции и еще больше осложняет возможность нормализации армяно-турецких отношений.

– Эрдоган перед отъездом в Азербайджан выступил с антироссийскими заявлениями. А уже в Баку президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган обсудили вопрос Арцаха. Эрдоган отметил, что Нагорный Карабах является проблемой не только для Азербайджана, но и для Турции. По его словам, «урегулирование карабахского конфликта – большая мечта для Анкары». Возможно ли, что турецко-азербайджанские отношения на данном этапе могут повлиять на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта? Последние заявления Эрдогана, похоже, показали Москве, что их союзником на Южном Кавказе является Азербайджан. Не является ли Карабахская проблема дополнительным рычагом влияния на Москву?

– Я бы сказал, что это обеспечит дополнительное поле сотрудничества. Турция подчеркивает, что она оказывает влияние на Азербайджан, а Россия – на армянские стороны, поэтому, если Россия и Турция объединят свои усилия, они смогут «достичь» результатов. Другими словами, предлагается «сирийская модель» сотрудничества. В своих недавних заявлениях, тревожных для нас, Турция, прежде всего, подчеркивает, что арцахская проблема является «и ее проблемой», то есть она «правомочна» активно вмешиваться в урегулирование проблемы. А во-вторых, Турция начала приглашать Россию к сделке по этой проблеме, подчеркивая, что Россия «должна использовать» свое влияние. Здесь Турция готова удовлетвориться второй ролью, уступая первую роль и возможность сделать первый шаг России. Понятно, что Россия «должна сначала заставить армянские стороны» пойти на территориальные уступки, и только потом в игру вступит Турция (сама Турция не имеет возможности для такого давления и считает, что их «имеет» Россия).

В этих планах турецкой стороны, естественно, нет места для учета голоса армянской стороны/сторон, ей  кажется, что «для достижения результатов необходимо только согласие России». Таким образом, недавние заявления турецкой стороны на высоком уровне относительно Арцаха несколько отличаются от заявлений предыдущих лет и довольно опасны. Иными словами, Турция попытается предложить России новый «Московский договор». Я не исключаю, что турецкая сторона может предложить такую сделку: «Нахичеван – Турции, Арцах – России».

Начало — ЗДЕСЬ

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»
05.03.2020г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать