Как СМИ должны работать в условиях чрезвычайного положения, в целом понятно. Они не должны публиковать цифры, имена и «очаги», если источник не является официальным. Это требование логично. И «Аравот» так и работал перед введением чрезвычайного положения, руководствуясь принципом «не навреди».
Но и здесь не следует впадать в крайности. Если какой-либо мировой деятель, политик, актер или спортсмен на своем официальном сайте в социальной сети объявит, что он заражен коронавирусом или глава какой-либо страны распространит информацию о степени заражения в его стране, и армянские СМИ воспроизведут данную информацию, вряд ли это вызовет в Армении панику.
Требовать что-либо от пользователей Фейсбука, на мой взгляд, бессмысленно. В Ереване это еще возможно, чтобы полиция ломала двери дома пользователя и потребовала, чтобы он удалил опасную, по мнению комендатуры, запись. А если он живет в Глендейле или на Сахалине?
Во избежание ненужных тревог, надлежащую информационную политику в условиях чрезвычайного положения должно проводить также и государство. Если создана комендатура, то при ней должен быть пресс-секретарь, который станет главным спикером государства в эти недели. Именно он должен сообщать информацию о количестве и очагах коронавируса, которую он получает от различных ведомств. Спикер должен обработать данную информацию для передачи в нейтральных, свободных от эмоций формулировках.
Читайте также
Почему премьер-министр или министры не должны объявлять цифры? По очень простой причине, они политики, члены политической команды, чье слово, независимо от их воли, воспринимается как политический месседж, выражение интересов той или иной группы. Кроме того, информацию, сообщаемую высшим должностным лицом, очень сложно опровергнуть или откорректировать. А в слова спикера, при необходимости, могут быть внесены уточнения.
Президент и премьер-министр, по моему мнению, должны выступить в начале и в конце чрезвычайного положения. Или по каким-то очень важным пунктам. Но уж точно не каждый день или, тем более, несколько раз в день.
Почему во время чрезвычайного положения нежелательно, чтобы государство имело нескольких спикеров? Это тоже ясно. Наличие множества спикеров приводит к тому, что цифры и информация могут противоречить друг другу, хотя бы по той причине, что они сообщаются в разное время дня, в том случае, если ситуация быстро меняется. Кроме того, премьер-министр, заместитель премьер-министра, министры и заместители министров имеют многочисленные обязанности и не могут сосредоточиться исключительно на предоставлении информации общественности. Это работа спикера и его команды.
А депутаты? Они также являются политиками, и во время чрезвычайного положения должны проявлять максимальную сдержанность. Сейчас не время для саморекламы.