Председатель Ереванского Пресс-клуба Борис Навасардян опубликовал на своей странице в Фейсбуке запись, в которой представил свое мнение относительно «регулирования информационных потоков в условиях эпидемии коронавируса»:
Для обсуждения условия работы прессы при Чрезвычайном положении (ЧП) состоялась встреча представителей СМИ и правительства, однако, исходя из заявления редакторов после встречи, многое остается неясным и беспокоит журналистское сообщество. Отсутствие определенности может привести к трем последствиям.
1. Свобода информации будет непропорционально ограничена, что, как я уже писал, в нынешней ситуации является не меньшей угрозой для распространения паники среди населения, чем неконтролируемое распространение информации.
2. Средства массовой информации и другие распространители информации будут подвергаться ответственности в результате выборочного, ситуативного решения, а правила игры не будут понятны никому. Не говоря уже о справедливости…
Читайте также
3. Независимо от нарушений никто не будет привлечен к ответственности.
Все варианты плохие, включая последний, так как пренебрежение любым пунктом такого решения, как объявление Чрезвычайного положения, становится подарком правовому нигилизму.
Следовательно, в условиях чрезвычайного положения ограничение деятельности средств массовой информации и других распространителей информации должно быть не более чем необходимым с точки зрения реагирования на существующие проблемы, единообразного восприятия и практического применения, не имеющего нежелательных последствий, несоразмерных ситуации. (Например, должен быть исключен поток судебных исков о неправомерном наказании после окончания режима ЧП). К сожалению, положения решения правительства о распространении информации не являются таковыми, и вышеприведенное заявление редакторов тому подтверждение. Основываясь на этих принципах, я могу представить простые и «мягкие» положения: у нас нет никаких явных проявлений массовой паники и опасной дезинформации, а то, что есть, успешно управляется, главным образом, премьер-министром. В случае изменения ситуации и необходимости ужесточить регулирование, никто не удерживает комендатуру за руку. Применять эти положения должны быть уполномочены компетентные органы. Очень важно, чтобы СМИ рассматривались не как препятствующий фактор, а как союзник в удовлетворении естественной информационной потребности граждан.
Итак, в условиях ЧП, на мой взгляд, необходимы лишь несколько однозначно воспринимаемых пунктов.
1. Категорическим образом должно быть запрещено (и не только средствами массовой информации, но и любым лицом, включая должностных лиц) распространение данных, идентифицирующих больных, зараженных и изолированных лиц (кроме случаев, когда человек добровольно идентифицировал себя). Это обусловлено защитой неприкосновенности данных, как о болезни, так и частной жизни, а также с обеспечением безопасности жертв инфекции. Применение данного ограничения является основным в передовых демократических странах (о чем свидетельствует практика рекомендаций европейской прессы), но которые мало применяются у нас.
2. При упоминании о коронавирусе в условиях ЧП должны быть исключены ссылки на неопределенные источники (в формулировке Tigran Hakobyan – «висящие в воздухе новости», «надежные» анонимные источники и т.д.).
3. При распространении неофициальной информации СМИ обязаны цитировать официальную информацию по тому же вопросу без какой-либо оценки или, в случае ее отсутствия, получать комментарий от официальных инстанций (а это уже мнение @ Ara Ghazaryan). В качестве официального комментария, который должен быть предоставлен в разумные сроки (не более одного часа), также могут быть приняты ответы «мы не подтверждаем», «информация не соответствует действительности», «у нас нет такой информации». Не следует исключать, что журналисту могут стать известны данные о заражении, имеющие общественное значение, которой не располагают должностные лица. И аудитория сама имеет право определять, насколько для нее достоверна информация, которая отличается от официальной или сопровождается официальным комментарием.
4․ Информация об эпидемии в зарубежье не нуждается в подтверждении официальными инстанциями Республики Армения, поскольку последние не могут владеть ими, но должна даваться обязательная ссылка на конкретный источник.
5․ Ответственность за выполнение этих положений несет Комиссия по телевидению и радио и иное уполномоченное комендатурой (конкретно указанное) специализированное учреждение (учреждения).
Уважаемые господа Tigran Avinyan, Vahagn Tevosyan, Hovhannes Movsisyan, прошу учесть, что практика, принципиально отличающаяся от представленных, а по некоторым сведениям, уже применяемых подходов, может быть воспринята как повод для применения неуместных ограничений свободы слова в условиях Чрезвычайного положения.
https://www.facebook.com/boris.navasardian/posts/2982217535174109
Фото — Радио Азатутюн