Пандемия коронавируса, вероятно, будет длиться дольше, чем прогнозировали правительства мира, граждане, и почему нет, также и врачи. Никто не может сказать, когда эта история закончится. Нужно быть готовым к тому, что мы будем жить в такой ситуации несколько месяцев. Понятно, что однажды это закончится и жизнь на нашей планете продолжится. Вопрос в том, как она будет продолжаться. Так, как это было до эпидемии, или же мы все-таки извлечем уроки из того, что случилось?
Конечно, на эту тему будет сказано и написано еще многое, но сейчас, думаю, можно высказать несколько замечаний.
Во-первых, человечество сталкивается с общими вызовами, и эпидемия «не делает особых различий» между преуспевающими и бедными, демократическими и диктаторскими государствами. Все государства обязаны сотрудничать в этом вопросе, потому что инфекция не знает границ.
Второе наблюдение состоит в том, что коронавирус не может быть побежден, если в эту битву не вовлечется каждый из 7,7 миллиардов человек. Вклад человека здесь должен заключаться, прежде всего, в том, чтобы сделать все возможное для предотвращения распространения инфекции.
Читайте также
В-третьих, важность информированности. В то время как кто-то с некоторой «ностальгией» говорит о Гитлере, канцлер нынешней Германии Ангела Меркель в связи с сегодняшней ситуацией сделала следующий важный акцент: «Мы демократия, мы живем не принуждением, а знаниями, которыми мы делимся». А для знаний нам нужна правдивая и уравновешенная информация. В этом аспекте, я считаю, что комендатура Армении поступила правильно, сняв запрет на продажу газет, поскольку некоторые наши граждане продолжают использовать данный источник информации.
Четвертое – это период для изменения мышления. Например, в прошлом забота о родных выражалась в визитах к ним, сейчас с точностью наоборот – забота должна проявляться в том, чтобы не посещать их. С этим будет трудно смириться, но таковы реалии.
… Во время войны 1992-94 годов ситуация в Армении была намного хуже, нежели сегодня. На мой взгляд, мы вышли из «той» ситуации достойно. Но через 3-4 года войну и вызванные ею лишения стали называть «холодными и темными годами». Конечно, это была политическая пропаганда, но поскольку у людей возникла мысль использовать данное обстоятельство для пропаганды, значит, для того имелись определенные социально-психологические основания. Мне не хотелось бы, чтобы кто-нибудь характеризовал «месяцы коронавируса» подобными словами.