Лента новостей
Новости дня

«Этот вопрос следует задать президентам»

10 апреля,2020 20:13

Газета «Аравот» побеседовала с бывшим министром обороны Армении Сейраном Оганяном относительно предложения Левона Тер-Петросяна заморозить работу парламентской комиссии по расследованию обстоятельств Апрельской войны, а также о готовности Сержа Саргсяна явиться в комиссию.

– Днем ранее первый президент Армении Левон Тер-Петросян, помимо других предложений, также предложил приостановить деятельность созданной в парламенте «апрельской комиссии». «Заморозить работу парламентской комиссии по расследованию обстоятельств Апрельской войны, которая вызывает ненужный ажиотаж и без того в столь напряженной обстановке в стране», – говорится в статье Тер-Петросяна.

Как Вы относитесь к этому предложению, учитывая, что для власти деятельность этой комиссии была принципиальной?

– Я могу выразить ту точку зрения, которой придерживался и я, и мой большой военный коллектив, и все мои боевые соратники. В ходе Апрельской войны Армия обороны НКР в сотрудничестве с Республикой Армения по соответствующей линии, а также при поддержке большого добровольческого движения из Армении и Диаспоры, выполнила свою задачу в ходе Апрельской войны. К чести командования Армии обороны, сплоченными и скоординированными действиями, с использованием тактических приемов, были защищены границы, которые сегодня входят в состав Республики Арцах. С учетом всего этого, мы провели серьезный анализ по армии, по результатам которого были сделаны соответствующие выводы, послужившие основой для дальнейшего развития Вооруженных сил Республики Армения и Республики Арцах. Планы по развитию, которые у нас были, изменились несильно. Это были все наши прогнозы о мероприятиях, обучении, приобретении вооружения и военной техники. По итогам наших выводов были приняты соответствующие меры, как в армии обороны, так и в вооруженных силах.

Я думаю, что каждый, владеющий какой-то специальностью, должен заниматься своей основной деятельностью, включая анализ, выводы и предложения в этой сфере. Военные знают, что они делали и что делают сегодня. Слава Богу, Вооруженные силы Армении и Арцахская армия и сегодня продолжат сохранять темпы своего развития. Я также сказал следующее: поскольку мы сами пришли к нашим выводам в вооруженных силах, не было необходимости создавать такую ​​комиссию в Национальном Собрании. Я бы не стал на их месте создавать. Напротив, если была такая необходимость, с министерством обороны в рамках секретности могла бы тесно сотрудничать комиссия по обороне и безопасности. Но [комиссия] уже сформирована, и все это получило общественный резонанс. Я сам был приглашен туда, давал разъяснения, заполняя пробелы в имеющейся информации. Я считаю, что сейчас следует быстро завершить работу комиссии, выводы должны быть представлены министерству обороны, если имеются новые взгляды, новые точки зрения для обеспечения развития вооруженных сил, и должна быть проинформирована ​​общественность.

Разумеется, в действиях имелись и недостатки, но мы должны представить общественности то, что есть на самом деле, в том числе героизм нашей армии. Я думаю, что общественность должна понимать, что не было никакого заговора, кроме одного – турецко-азербайджанского заговора, которые на протяжении всей истории были противниками, как для армян, так и для региона. Вооруженные силы, Армия обороны и народ, вместе с движением добровольцев, выполнили поставленную перед ними задачу. Учитывая все это, в будущем следует налаживать сотрудничество армия-народ, потому что они оба готовы защищать нашу страну. Организация обороны также означает обеспечение и укрепление мира в регионе.

– Господин Оганян, ранее стало известно, что третий президент Серж Саргсян готов явиться в парламентскую комиссию, дать разъяснения и ответить на вопросы. Для многих это оказалось неожиданным. Как Вы считаете, связано ли как-то с заявлением третьего президента предложение первого президента заморозить деятельность комиссии?

– Думаю, эти вопросы следует задать президентам. А тот факт, что третий президент выразил готовность посетить комиссию и дать разъяснения, на мой взгляд, является правильным шагом, потому что во многих случаях, когда такая ситуация игнорируется, для другой стороны – спрашивающей, это дает основание полагать, что человек не желает давать информацию. Поэтому есть необходимость посетить и предоставить профессиональные разъяснения. Хотя, в то же время я считаю, что ответы на некоторые вопросы дал фильм «Победный апрель». Я хочу, чтобы прозвучал ответ на вопрос, что не было предательства, предатели – это те, кто говорят о предательстве.

– Кстати, вокруг этого фильма развернулась дискуссия, прозвучала также и критика. Как Вы считаете, осветил ли фильм полностью апрельские события?

– Я нахожу, что если мы дадим оценку каждой операции Арцахской освободительной войны, то по каждой из них мы можем выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Но, в конце концов, мы же победили под руководством этих людей во время Арцахской освободительной войны. Позже, в апреле, наша армия опять-таки выполнила свою задачу. Офицеры и солдаты проявили подготовленность своими действиями. И военному делу они учатся не у себя дома. Если солдат – хороший танкист, или артиллерист, и, поражая противника, блестяще выполняет поставленную задачу, это означает, что он прошел большой традиционный путь подготовки, в процессе которого менялись поколения. Просмотрев фильм, мы сами должны делать свои выводы. Цель фильма – показать, что не было никакого заговора или сделки, что военные действия начались и нарастали, словно снежный ком, во время которых подразделения Армии обороны Республики Арцах выполнили свою задачу, сорвав все цели азербайджанской армии.

– Господин Оганян, в контексте того, что Вы сказали, разве не выглядит проблематичным отказ Юрия Хачатурова предстать перед парламентской комиссией? Хотя закон не обязывает и он свободен в своем решении, но чисто с моральной точки зрения, не проблематична ли его неявка?

– Юрий Хачатуров был начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Армения. Получив сведения о начале военных действий на территории Республики Арцах, он немедленно явился на свой военный командный пункт и приступил к выполнению стоящих перед ним задач. Он выполнял свои обязанности, предусмотренные в рамках сотрудничества. После завершения всех действий Хачатуров вместе со мной и министром обороны Арцаха провел упомянутый мной анализ. Другими словами, то, что он должен сказать, уже упоминается в материалах анализа. Каждый волен в своих действиях. Я не могу заставлять Хачатурова. В то же время он указал в своем письме, что материалы анализа, представленные комиссии, показывают, что мы выполнили поставленную перед нами задачу и что там представлены все действия, предпринятые Юрием Григоричем. Я считаю его одним из наших лучших военных лидеров, одним из лучших генералов, а остальные вопросы, связанные с моралью, он продемонстрировал на протяжении всей своей службы. Помимо того, что он командир, он также является нравственной личностью. Остальные вопросы вы можете задать ему самому.

– Господин Оганян, для общественности так и осталось непонятным, кто был тот генерал, который продолжал играть в бильярд и не воспринял всерьез тревогу по поводу военных действий.

– Это выдуманная информация. В вооруженных силах не найдется такого генерала, который бы услышал, что начались боевые действия, и продолжил бы играть в бильярд. Я даже не на 100, а еще больше процентов убежден, что такого не было, особенно когда речь идет о начальнике Генерального штаба, который сразу же прибыл на свой командный пункт и руководил действиями.

Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН

Газета «Аравот»,
09.04.2020г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать